Сфера желаний у современного человека очень уязвима и, как правило, подвергается большому давлению. Происходит это из-за ошибочного применения к сфере желаний требований этики: «хорошие» мальчики и девочки не только не делают многих вещей (некоторых из них действительно лучше не делать), но и не должны «этого» хотеть. Между тем, по самой своей сути этика применима лишь к поведению — поступкам, действиям, проявлениям. Следовательно, нам нужно научиться тонко различать собственно сферу желаний и область поведения — как внешнего, так и внутреннего.
Нам может помочь известная восточная метафора — «Сад желаний». Представим себе сад, огороженный высокой каменной стеной. Желания — «флора» и «фауна» этого сада. Там растут как заурядные лютики и ромашки, так и совершенно невероятные, экзотические цветы (в том числе такие, каких «не может быть»); там бегают обыкновенные зайцы и даже вульгарные кролики наряду со зверями, вполне невиданными. Там есть хорошо утоптанные дороги (кое у кого, возможно, даже покрытые асфальтом общепринятости), а есть и «неведомые» дорожки.
У Сада есть калитка (может быть — не одна), через нее желания могут быть выпущены «на другую сторону» — на сторону поведения. Впрочем, здесь они сразу же перестают быть Синими птицами и превращаются в нечто другое, гораздо более обыденное — мотивы, цели и прочее в таком роде. Очень важно научиться замечать это превращение и не путать Дрозда мотивации с Синей птицей желания. Мотивы и цели деятельности или поведения — это уже не желания, а желания — это еще не мотивы и не цели (ср. Мотивация и свобода).
В воротах калитки стоит Этик — как раз здесь и есть его место. У одних людей он суров, у других — покладист; у одних — честен и неподкупен, у других — его легко соблазнить; у одних — он умен и точен, у других — туп и непробиваем, у третьих — представления его туманны и запутаны. Каждый может сам рассмотреть и оценить своего Этика и Этиков своих знакомых. В той мере, в какой поведение определяется желаниями (а оно определяется также обязанностями, привычками и т.п.; иногда мы даже совершаем поступки, то есть нечто вообще, вроде бы, недетерминированное), — так вот, в той мере, в какой поведение определяется желаниями, оно определяется также качествами Этика, который сторожит на «проходной» Сада желаний.
Отправляясь в рамках нашего практикума на экскурсию по Саду желаний, необходимо вспомнить все наши правила и строго их соблюдать: если мы, придя в сад (да еще — чужой!), начнем раздавать направо и налево оценки, а то и «принимать меры искоренения и перевоспитания», мы, скорее всего, мало что увидим, а к тому же рискуем «наломать дров». Путешествия в психику требуют такой же осторожности, как путешествия в прошлое или будущее в фантастических рассказах: новичку лучше не спешить с преобразованиями.
К сожалению, любителей вести себя в Саду недолжным образом и без нас более чем достаточно. Назовем этих браконьеров «псевдоэтиками», поскольку, хулиганя в чужом Саду, они делают вид, что руководствуются как бы этическими принципами. Заметим, кстати, что у этих «искоренителей или воспитателей желаний» — свои желания, которые их собственный Этик не умеет (или делает вид, что не умеет) распознать. Часто бывает, что этими браконьерами являются наши же собственные субличности.
Первая трудность, которую необходимо преодолеть на пути в таинственный Сад — это частое неумение распознать, находитесь ли вы уже там или только «на подступах». Псевдоэтики цветут здесь пышным цветом. «Хорошие девочки», как правило, хорошо знают, чего «надо» хотеть, и делают вид, что этого-то они и хотят. Как часто приходится слышать от «хорошей девочки», что она хочет хорошо учиться! Начинаешь выяснять, зачем ей это нужно, и оказывается, что тогда мама ее будет любить, или подруги будут завидовать, или папа оставит в покое, или...
Такая цепочка — совершенно определенное свидетельство неподлинности рассматриваемого «псевдожелания». То, что нужно для чего-то другого, не есть желаемое само по себе. По такой цепочке нужно двигаться до конца, до того момента, когда нет уже возможности сказать «для чего», а остается только «потому что я этого хочу», — это и есть то, чего мы ищем.
Один из контрольных вопросов здесь — как я буду это «кушать». То, чего хочется, запрашивается для того или иного «употребления», и это по определению должно быть так или иначе приятным. Определенность представления об этом «употреблении» может до некоторой степени служить критерием подлинности и выявленности, оформленности желания.
Теперь необходимо сказать несколько слов о некоторых возможных классификациях желаний — в качестве приблизительного путеводителя по Саду. Надеемся, что читатель избежит соблазна обязательного отнесения своих «цветов и птиц» к тому или иному «роду и виду» — предлагаемые классификации имеют исключительно эвристическое значение, то есть могут направить ваше внимание в ту или иную сторону. Если у вас «все не так» — это прекрасно, если что-то «ложится в схему» — тоже замечательно.
Восточная метафора говорит, что в человеке есть «червь», «овца» и «собственно человек». Приблизительно (но лишь очень приблизительно — в этом и сила метафоры) это соответствует телесной, эмоциональной и интеллектуальной сферам. Соответственно можно говорить о желаниях «червя», желаниях «овцы» и желаниях «собственно человека». Фрейд занимался преимущественно желаниями «червя» и пытался свести к ним все остальные. А.Адлер, К.Хорни и многие другие подчеркивали желания «овцы» и связанные с ними проблемы. Желания «собственно человека» очень ярко выявлены у В.Франкла («Человек в поисках смысла»); к «собственно человеческим» относятся, например, эстетические желания.
Что касается желаний «червя», то здесь полезно существующее в некоторых школах христианства различение «тела» и «плоти». Желания тела просты и естественны; ярким образцом может служить жажда в жаркий летний день. Некоторое внимание и психологическая культура помогут отличить от них желания плоти — часто запутанные, «закрученные», смешанные с желаниями «овцы» и «человека». Очень полезно, например, попробовать обнаружить у себя «чистые» сексуальные желания как желания тела и научиться отличать их от гораздо более обычных и, как правило, управляющих значительной частью нашей жизни смешанно-сексуальных «желаний плоти».
Другая классификация, принадлежащая А.Маслоу, разделяет желания на «дефицитарные» (то есть связанные с недостатком чего-то) и «бытийные». В этом отношении жажда — яркий пример дефицитарного желания (это желание есть психологический эквивалент того, что организм требует недостающей ему жидкости). Яркий пример «бытийного» желания — жажда познания в собственном, непосредственном смысле: познания не для использования «в народном хозяйстве», а просто «потому что интересно».
Прежде чем перейти к последней из предлагаемых классификаций, напомним еще раз, что мы предлагаем не абстрактное психологическое «рассуждательство», а конкретное и практическое исследование самих себя. Желания бывают очень разные у разных людей. Важно, какие желания действительно живут в вашем личном Саду.
Итак, еще одна классификация, которая может быть полезна, — это вопрос реализации и времени в широком смысле слова. Есть желания, которые возникают и удовлетворяются периодически (та же жажда; кстати, попробуйте обратить внимание, когда вы пьете или едите, действительно удовлетворяя жажду или голод, а когда «просто так» — за компанию или «впрок»). Есть желания, которые сопровождают вас всю жизнь, но так никогда и не исполняются. Бывают желания, которые приурочены к определенному времени («летом поехать на море»).
Начните свою «экскурсию» с подробного рассмотрения трех-четырех желаний, достаточно различных по своему характеру. Это проложит вам дорогу в Сад ваших желаний. Вряд ли стоит с самого начала затевать слишком подробную «инвентаризацию» — нечто подобное может понадобиться значительно позже и потребует серьезных знаний. Скорее, полезно было бы приучить себя к более или менее регулярным экскурсиям, постепенно знакомясь с топографией, «ботаникой» и «зоологией» своего Сада.
Остается еще один, очень существенный вопрос: как вы обходитесь со своими желаниями? Какую часть их вы реализуете? Как вы относитесь к тем желаниям, которые «нельзя» (не нужно, неэтично, невозможно) реализовать? Насколько вы позволяете «псевдоэтическим» браконьерам действовать в вашем Саду, а «рационализаторам» подменять действительные желания «социально-пригодными»?
Желания — основной резервуар нашей энергии. Если вы всю жизнь делаете то, что «нужно», считая необходимым ограничивать себя в своих реальных желаниях, вы рискуете утерять связь со своим Садом; нетрудно догадаться, что это может вести к потере интереса к жизни, даже к депрессии, когда кажется, что не хочется уже ничего. Один анекдотический персонаж, которого долго воспитывали, прежде чем принять в комсомол, в ответ на вопрос, готов ли он отдать жизнь за Родину, сказал: «Конечно, готов — на что мне такая жизнь?!». Поэтому, когда от некоторых клиентов я слышу: «Нет у меня никаких желаний!», — обычно оказывается, что все желания фрустрированы, т.е., во-первых, нет надежды на удовлетворение, а во-вторых, даже хотеть запрещено.
С другой стороны, если человек только и делает, что удовлетворяет свои желания (не осуществляя при этом выбора — дефицитарные ли это желания или бытийные, желания ли это тела или плоти, червя или человека), жизнь тоже может оказаться в конце концов пустой и бессмысленной.
Чтобы сохранять желание живым, не залезая в необходимость его исполнения, нужно особое специфическое экзистенциальное мужество. Хорошо написано об этом у Кьеркегора в книге «Страх и трепет»: дать в себе жить неисполнимому желанию — это совершенно особое состояние, и в определенном смысле только это и делает нас живыми.