Принимаясь за дело, соберись с духом.
Козьма Прутков
Мне снится сон:
«Я плутаю во дворах, расположенных на половину моего роста ниже уровня улиц. Из дворов нет выхода на улицы. Какой-то человек предлагает вывести меня за тысячу рублей и странно на меня смотрит. Я предполагаю, что это разводка. Звучит комментарий: есть легенда, что отсюда можно выйти, если долго-долго идти прямо, все время чуть-чуть поднимаясь. Я вижу дорогу, идущую прямо и немного вверх, собираюсь по ней идти, но почему-то сворачиваю на боковую параллельную дорожку, надеясь вернуться на прямую дорогу, но сразу же ее теряю, опять углубляясь в переплетение дворов».
В группе онейронавтов (путешественников по снам), называющих себя «хакерами сновидений», такой сон называется лабиринтом. Вся наша жизнь в каком-то смысле — сон, утверждает Гурджиев, причем сон гипнотический. И в этом сне мы нередко оказываемся в лабиринте.
Лабиринт содержит петли и ловушки, но, как в компьютерной игре, также и артефакты, от которых можно получить энергию и полезные для перехода наверх средства, и порталы — места, где такой переход возможен.
Уровень, на котором мы себя обнаруживаем, — не только во сне, но и «по жизни», — как правило, несколько ниже, чем тот, на котором нам хотелось бы жить. Слабые жалуются, сильные ищут выход. Выход всегда есть, но добравшись до портала и увидев, что нужно сделать, чтобы подняться, мы обнаруживаем, что нужно еще стать тем человеком, который может жить на другом уровне.
Лабиринт, говорят хакеры сновидений, это прежде всего ловушка внимания. Недостаточно изменить среду, в которой живет человек (даже если это удается), — менять нужно самого себя, того, кто смотрит сон про лабиринт длиной в жизнь. Как говаривал старый мудрый швейцар по поводу суеты с ремонтом в доме терпимости, менять нужно не мебель, а девочек.
Фраза эта — «менять самого себя» — так же тривиальна, как и непонятна. Расшифровкой ее — для кого занятной, а для кого и практической, — является все содержание этого Приложения. Выход есть, нужно только перестать тупо брести привычной дорогой и отправиться в квест — искать артефакты и порталы, и избегать ловушек, чаще всего представляющих собой петли, где одно вызывает другое, другое делает неизбежным третье, а третье возвращает к первому.
…Ивану Тапочкину, сотруднику Отдела анализа дополнительной информации Мосгазводопрома, до смерти надоела его работа. Он хотел бы ее поменять, но для этого нужны время и свободная энергия, чтобы научиться чему-то другому или хотя бы поискать новое место. А времени и энергии как раз нет, потому что их съедает та самая до смерти надоевшая работа.
Эту работу Иван не может приостановить ни на один день, потому что, во-первых, он человек ответственный и обязательный, а, во-вторых, эта работа дает деньги, необходимые для жизни семьи. А семья живет на эти деньги впритык, так что запаса сделать невозможно, — как это обычно водится у людей его круга.
Дело осложняется еще тем, что на эту работу его устраивала жена, будучи дальней родственницей его нынешнего начальника. И она, конечно же, не одобрит его желание перейти на другую работу, так что с ней он об этом даже не заговаривает.
Жена, естественно, хочет, чтобы Иван больше зарабатывал. Она постоянно ворчит, что если бы Иван больше старался, она бы уговорила родственника поднять ему зарплату. Поэтому Иван взял на себя задачу по раскручиванию некоего проекта, который в будущем может дать фирме прибыль, рассчитывая (хотя явно это не оговорено) получить с этого какую-то прибавку к жалованью. Так что думать о смене работы стало еще труднее, потому что Иван теперь ждет, когда его усилия окупятся, а это дело долгое.
Однако же как бы ни была нелюбима Иваном его работа, там есть и приятные моменты. Вот, например, в соседнем отделе работает девушка, которая ему симпатична. Они нередко встречаются в столовой, а иногда даже после работы идут вместе до метро. Если Иван уйдет с этой работы, связь оборвется, потому что сделать какие-то серьезные шаги для более близкого знакомства он не решается: вдруг жена узнает.
Мы начинаем догадываться, что семейная жизнь его тоже не безоблачна. Сам же он про это даже подумать не смеет: в семье у него все хорошо, и, главное, он очень любит свою шестилетнюю дочку Машеньку. Правда, видит он ее мало и редко: лишь иногда, когда он не очень поздно приходит с работы, ему удается на ночь рассказать ей сказку. Это, однако, тоже сильно скрашивает его жизнь...
В этом запутанном лабиринте все со всем увязано и выглядит даже относительно благополучно и устойчиво. Однако петля, которую мы теперь, — в отличие от самого Ивана — отчетливо видим, затягивается: его все больше тошнит от его работы, и когда приятель, которому он невзначай пожаловался на это, задал ему вопрос: «Готов ли ты так жить еще лет пять?» — он пришел в ужас и воскликнул: «Ни за что!».
И что же теперь бедному Ивану делать?