Глава 1. Лабиринт

Три отстройки-3: отстройка от себя

Последняя свобода, которую необходимо завоевать жителю лабиринта, — это свобода от своей ложной личности (см. Личность истинная и ложная). Речь здесь прежде всего должна идти о так называемом невротическом характере, который человек принимает за самого себя.

Важность представления о невротическом характере среди психоаналитиков в наибольшей степени осознал Вильгельм Райх, хотя понятие это впервые ввел еще Фрейд. Невротический характер отличается от обычных невротических симптомов двумя особенностями. Во-первых, это — система, то есть не один отдельно взятый симптом и не набор отдельных симптомов. Это система симптомов, в которой каждый симптом связан с остальными, поддерживает остальные, и все вместе они составляют единое системное целое.

Во-вторых, обычный невротический симптом человек от себя отделяет, не принимает в свою личность, относится к нему критически. Он говорит: «Это со мной происходит, но я этого не хочу, я хотел бы от этого избавиться». В отличие от этого, черты своего невротического характера и свой невротический характер в целом человек принимает, он к ним снисходителен и сам про себя говорит: «Я такой» или «Я такая», и все вокруг говорят: «Она у нас такая».

Таким образом, черты невротического характера — это те же, по сути, невротические симптомы, но, во-первых, они организованы в систему, а во-вторых, принимаются человеком как черты собственной «личности». К ним он если даже и критичен, то снисходителен, а часто даже не критичен, принимает их как «законные» особенности «себя», своего «я». Это «поверхность», которой он взаимодействует с миром.

Невротический характер — это такое псевдо-Я, как называл это Боуэн, которое противостоит желанию человека изменяться, развиваться, двигаться в сторону большей гибкости, в сторону того, что мы условно могли бы назвать психическим здоровьем. Невротик приходит на психотерапию с симптомами, но наличие у него невротического характера часто мешает ему работать или съедает все успехи и через некоторое время отбрасывает его назад.

«По жизни» почти все люди, с которыми мы имеем дело, повернуты к нам своими невротическими характерами. Почти все взаимодействия людей, которые мы видим вокруг — это преимущественно взаимодействия невротических характеров, более или менее смягченные социальными установлениями и нормами. Большая часть взаимодействий социально контролируется, и только в области близких личных взаимодействий мы проявляем себя «во всей красе».

Возьмем обыкновенную семью. Как люди живут в семье? Вот психотерапевт работает с клиентом, показывает ему что-то в его жизни и в его взаимодействиях, клиент начинает что-то видеть, и вдруг недоуменно спрашивает: «А как же люди-то живут?» — Люди вот так и живут. Не то что это «больные» семьи, а где-то есть «здоровые», а люди (почти) все так живут.

Это звучит страшновато. Социальные системы и их ограничения, — причем обеспечиваемые не только «силой», но даже в большей степени социальными установлениями, нормами — так организованы, чтобы люди не поубивали друг друга. И они друг друга, как правило, не убивают или делают это только в особых жанровых ситуация — войнах и революциях, и не всех подряд, а только «врагов». Преступность потому и есть преступность, что в массе людей принято не преступать каких-то установлений. Невротический характер может жить среди людей, невротические характеры могут жить друг с другом только благодаря жесткой системе правил, установлений и ограничений.

Большинство людей так устроено, что невротический характер находится у них на поверхности. Люди, которые не занимаются психотехникой, этого не видят, потому что они сами являются «этим», взаимодействуют с «этим», и им «это» обычно. О большой разнице между людьми «обычными» и «нормальными» обычные люди не знают, а если и знают абстрактно, то это ничего для них не значит. Нужно хотя бы немного войти в Работу, чтобы начать чувствовать вкус «нормы».

Невротический характер — сильный и коварный противник, и если даже мы справились на каком-то уровне с наиболее грубыми его проявлениями, все же в каждом из нас довольно многое принадлежит этой ложной личности, так что нам необходимо продолжать отстраиваться от своих невротических черт, на разных, иногда довольно тонких и малозаметных уровнях захватывающих нашу энергию, вообще — нашу жизнь.

Глава 1. Лабиринт