Термин «ответственность» в психологическом контексте используется в трех разных смыслах.
(1) Во-первых, в ребенке на определенной фазе его развития формируется психическая структура, которую можно назвать Представителем Родителя.
Лет до полутора родители непосредственно и постоянно управляют поведением ребенка, — за ребенком нужно «следить» в реальном времени. С какого-то возраста у ребенка формируется инстанция, в которую определенно впечатывается, чего нельзя, что нужно, что можно. Эта структура отвечает за поведение ребенка перед родителем (шире — парентальной фигурой). В ребенке формируется внутренняя структура, которая выполняет (или не выполняет) то, что сказано родителем. Когда ребенку говорят «веди себя хорошо», имеется в виду именно эта инстанция.
Важно, что у Представителя Родителя разделены области ответственности: за выбор поведения и его последствия отвечает родитель, а за реализацию выбранного поведения — ребенок, ведомый Представителем Родителя. Эту инстанцию, осуществляющую поведение, «назначенное» извне, можно назвать «прото-Эго».
Способность выполнять указания формирует то, что начиная с Фрейда принято называть силой Эго. В просторечии это иногда называют силой воли — способность выполнять то, что следует выполнять. Хочется взять конфетку, ребенок оглядывается на маму, и если мама говорит что нельзя, он с той или иной степенью определенности способен этого не делать. А если мама не видит? Тут начинают формироваться такие вещи как честность и прочие хорошие качества. И если они не сформированы, если не сформирован Послушный Ребенок, то на силу воли рассчитывать не приходится — тогда действительно человек оказывается в положении, которое Гурджиев описывает как отсутствие воли, вместо которой выступает равнодействующая желаний. Самые сильные желания или нежелания определяют поведение.
(2) Для взрослого человека поведение, определяемое Представителем Родителя, мы называем неадекватным. Когда взрослый человек оглядывается на то, что ему разрешили, что ему запретили, что ему сказали, чего ему не сказали, мы говорим про различные невротические механизмы — интроекцию, слияние и пр. Взрослый человек должен жить своим умом. Иными словами, структура, в которой прото-Эго выполняет указания извне, должна замениться на структуру собственно Эго (ср. Генезис воли как психической функции).
Что это значит структурно? Во-первых, ребенок обнаруживает, что все последствия родитель взять на себя не может, и если родитель ошибся, последствия приходится нести в том числе и самому ребенку. И до него это рано или поздно доходит. Во-вторых, в нашей ситуации множественности культурных норм и влияний и множественности парентальных фигур ребенку говорят много разного, и в ситуации конфликта указаний и требований ему приходится самому решать, кого слушаться и какие требования выполнять. В конце концов Эго оказывается в состоянии самостоятельно оценивать последствия своих поступков и выбирать образ действий. Требования парентальных фигур теперь должны учитываться как одна из составляющих ситуации.
Это — ответственность во втором, основном для психотехники смысле слова.
Например, я иду под дождем, и слышу, как мама шипит своему сыну: «Кому сказала, не ходи по лужам! По лужам ходить нельзя!». На уровне послушного ребенка он должен запомнить, что по лужам ходить нельзя. На следующей фазе развития мы назвали бы это интроектом. А Эго, которое имеет дело с реальностью, получает доводы: ноги промочишь, штанишки запачкаешь, костюмчик забрызгаешь, и прохожих рискуешь забрызгать. Взрослый мужчина, попавший под дождь, может для себя решить, что вода теплая, лето, ноги все равно уже промокли, — и он начинает с удовольствием идти по лужам. Это его решение: он готов нести последствия, а прохожих постарается обойти.
Эго имеет всю картину и составляет себе личную, очень индивидуальную картину благ и расплат. Человеку, страдающему изжогой, может захотеться в 10 часов вечера поесть. Но он знает, что заплатит за это в середине ночи неприятными ощущениями. И он решает, позволит он себе поесть перед сном или нет: иногда позволит, а иногда не позволит. Эго имеет соответствующую карту, и на этой карте благ и расплат человек выбирает их соотношение. Итак, второй, центральный, смысл слова «ответственность»: Эго отвечает за свой выбор.
Нормальное взрослеющее Эго начинает принимать мнение родителей как одно из обстоятельств своей внешней ситуации. Если девушка задержится в гостях до полдвенадцатого, мама будет недовольна, и ей нужно с этим иметь дело как с одной из расплат, так что ей нужно соотнести эту расплату с тем, насколько ей надо и хочется остаться в гостях.
Суть в том, что эта картина предпочтений, — что для того или иного человека является благом той или иной интенсивности, а что и какой интенсивности расплата, — очень индивидуальна. Человеку нужно принять на себя ответственность за следование своему «нутру». Это экзистенциальный момент, и он — сколь бы мелким ни казался повод, — грозит одиночеством (ср. Слоеный пирог совместности и одиночества). Человек может выбрать только сам, и этим он как бы отделяет себя от всех (не говоря уже о том, что отделяет себя от родителя, который в детстве решал за него).
Выход в том, что человек может совместность (а также «при-мамность») записать себе как одно из желаемых благ, а дальше записывать соответствующие расплаты. Если молодой человек хочет быть с какой-то девушкой, а у нее дурной вкус, и она его тащит на концерт какой-то попсовой группы, и ему там будет тошно, но он хочет быть с ней, — он, соотнеся все обстоятельства, может решить, как ему поступить.
Ответственность состоит в честности калибровки и честном следовании своим предпочтениям. Человек пробует, ошибается, находит в себе разные фигуры, обозначая некоторые как подлинные, а некоторые как вызванные невротическими механизмами, — это основной смысл ответственности. Его имел в виду Перлз, когда, играя словами, говорил, что «responsibility is response ability».
(3) Наконец, есть еще один, третий — дополнительный и иной смысл слова ответственность. Всякий выбор всегда происходит в условиях недостаточной информации — мы всегда получаем не совсем то или совсем не то, на что рассчитывали. Всегда есть некий риск, и всегда есть вопрос — кто отвечает за риск? Для ребенка за риск отвечает родитель, а для Эго, которое претендует на самостоятельный выбор, предполагается собственная готовность принять последствия, успехи и неудачи.
Итак, есть три смысла слова «ответственность»:
— ответственность Представителя Родителя в ребенке за поведение ребенка перед родителем, «ты мне за это ответишь»;
— ответственность как собственный выбор благ и расплат, и ответственность за калибровку собственной карты катектированности предметов: что ты любишь, чего ты не любишь, чем за что ты готов заплатить;
— ответственность за риск.
Здесь не затронута проблема ответственности за другого (например, за ребенка), который зависит от поведения и решений данного человека, — но это уже другая тема.