Успенский (вслед за Гурджиевым) замечает, что «западная психология прошла мимо факта колоссальной важности, именно, что мы не помним себя, что мы живем, действуем и рассуждаем в глубоком сне. Это не метафора, а абсолютная реальность; вместе с тем, мы способны, если сделаем достаточное усилие, вспоминать себя — мы в состоянии пробудиться» (ср. Присутствие).
Позволю себе не вполне согласиться с Петром Демьяновичем: «сон» — это, все же, метафора, потому что привычное нам состояние «отсутствия» в течении обычной дневной жизнедеятельности, конечно же, отличается от того, что принято называть «сном» в обычном словоупотреблении. Вместе с тем, нельзя не заметить, что почти вся «западная» психология продолжает игнорировать различие в состояниях сознания, в рамках которых протекает человеческое существование. «Человека» полагают постоянно сознательным, понимающим и волящим. Между тем у каждого есть опыт упомянутого «отсутствия»: можно пройти немалое расстояние по улице, сесть в метро, доехать куда-то, и все это время не замечать того, что происходит, — может быть, задумавшись о чем-то своем. При этом мы не сталкиваемся со столбами и людьми, уверенно находим свой путь и, в конце концов, обнаруживаем себя (если обнаруживаем, то есть вспоминаем себя) в каком-то другом месте. Более того, некоторый опыт самонаблюдения может привести к неутешительному выводу, что в такого рода «отсутствии» действительно проходит значительная часть нашей жизни.
Инстанцию, которая обеспечивает обычное человеческое функционирование, в том числе и в состоянии «отсутствия», можно назвать Обусловленным Человеком.
Обусловленный Человек может быть представлен в виде триады: Эго управляет поведением человека, представляя собой обусловленную волю, Самость представляет его «чувство Я» и способность субъективации, Когито — его сознание, самосознание и познание.
Для обеспечения адекватного поведения Обусловленному Человеку достаточно распознавать типовые ситуации и располагать набором поведенческих паттернов, соответствующих тем или иным ситуациям. Разумеется, наборы — лучше сказать, системы — таких программ даже у среднего человека весьма многообразны и сложны. И чем выше уровень развития человека, тем более сложными системами программ поведения располагает его обусловленный уровень. Им соответствуют системы представлений о себе и о мире, также находящиеся в доступе у Обусловленного Человека. Такого рода программы поведения и знания существуют в культуре и передаются человеку в воспитании и обучении.
Однако в «собственно человеческом» состоянии над Обусловленным Человеком надстраиваются свободная воля (см. Генезис воли) и понимание (см. Что такое понимание).
Понимание, а также свободная воля нужны для того, чтобы иметь возможность выходить за пределы типовых ситуаций, чтобы не просто функционировать в человеческом социуме, но существовать в подлинно человеческом бытии, которое, по выражению В. Франкла, есть трансценденция.
Обусловленный Человек «присажен», как черенок на подвой, на био-психический организм, условно говоря — «Зверушку» (см. Личность и ее Зверушка):
Человеческая психика не развивается у человеческого детеныша сама по себе. Известные примеры детей, в раннем возрасте попавших к диким зверям, вполне убедительно это показывают: такие дети могут выжить (до некоторого возраста), но людьми не становятся. В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского показано, как человеческое развитие, — развитие специфически человеческих высших психических функций, — происходит в процессе обучения и воспитания.
Нижний «этаж» структуры человека, био-психический организм при этом тоже подвергается специфическому формированию. Наряду с ростом и морфологическим развитием тела, созреванием физиологических механизмов, происходит и формирование этологической структуры человеческого организма. Заложенные в нем возможности обучения в той или иной мере реализуются, некоторые системы инстинктов блокируются, некоторые «очеловечиваются».
Свободная воля и полное понимание — труднодостижимый идеал. В реальности понимание и воля присутствуют у людей в различной степени, изменяясь от человека к человеку и от состояния к состоянию. Трехуровневую структуру, предполагающую лишь частичное понимание и фрагментарную волю, можно назвать Личностью (см. Личность в ситуации экзистенциального выбора).