Глава 4. Личность, воля, понимание

Трехуровневое строение человека

Успенский (вслед за Гурджиевым) замечает, что «западная психология прошла мимо факта колоссальной важности, именно, что мы не помним себя, что мы живем, действуем и рассуждаем в глубоком сне. Это не метафора, а абсолютная реальность; вместе с тем, мы способны, если сделаем достаточное усилие, вспоминать себя — мы в состоянии пробудиться» (ср. Присутствие).

Позволю себе не вполне согласиться с Петром Демьяновичем: «сон» — это, все же, метафора, потому что привычное нам состояние «отсутствия» в течении обычной дневной жизнедеятельности, конечно же, отличается от того, что принято называть «сном» в обычном словоупотреблении. Вместе с тем, нельзя не заметить, что почти вся «западная» психология продолжает игнорировать различие в состояниях сознания, в рамках которых протекает человеческое существование. «Человека» полагают постоянно сознательным, понимающим и волящим. Между тем у каждого есть опыт упомянутого «отсутствия»: можно пройти немалое расстояние по улице, сесть в метро, доехать куда-то, и все это время не замечать того, что происходит, — может быть, задумавшись о чем-то своем. При этом мы не сталкиваемся со столбами и людьми, уверенно находим свой путь и, в конце концов, обнаруживаем себя (если обнаруживаем, то есть вспоминаем себя) в каком-то другом месте. Более того, некоторый опыт самонаблюдения может привести к неутешительному выводу, что в такого рода «отсутствии» действительно проходит значительная часть нашей жизни.

Инстанцию, которая обеспечивает обычное человеческое функционирование, в том числе и в состоянии «отсутствия», можно назвать Обусловленным Человеком.

Обусловленный Человек может быть представлен в виде триады: Эго управляет поведением человека, представляя собой обусловленную волю, Самость представляет его «чувство Я» и способность субъективации, Когито — его сознание, самосознание и познание.

Для обеспечения адекватного поведения Обусловленному Человеку достаточно распознавать типовые ситуации и располагать набором поведенческих паттернов, соответствующих тем или иным ситуациям. Разумеется, наборы — лучше сказать, системы — таких программ даже у среднего человека весьма многообразны и сложны. И чем выше уровень развития человека, тем более сложными системами программ поведения располагает его обусловленный уровень. Им соответствуют системы представлений о себе и о мире, также находящиеся в доступе у Обусловленного Человека. Такого рода программы поведения и знания существуют в культуре и передаются человеку в воспитании и обучении.

Однако в «собственно человеческом» состоянии над Обусловленным Человеком надстраиваются свободная воля (см. Генезис воли) и понимание (см. Что такое понимание).

Понимание, а также свободная воля нужны для того, чтобы иметь возможность выходить за пределы типовых ситуаций, чтобы не просто функционировать в человеческом социуме, но существовать в подлинно человеческом бытии, которое, по выражению В. Франкла, есть трансценденция.

Обусловленный Человек «присажен», как черенок на подвой, на био-психический организм, условно говоря — «Зверушку» (см. Личность и ее Зверушка):

Человеческая психика не развивается у человеческого детеныша сама по себе. Известные примеры детей, в раннем возрасте попавших к диким зверям, вполне убедительно это показывают: такие дети могут выжить (до некоторого возраста), но людьми не становятся. В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского показано, как человеческое развитие, — развитие специфически человеческих высших психических функций, — происходит в процессе обучения и воспитания.

Нижний «этаж» структуры человека, био-психический организм при этом тоже подвергается специфическому формированию. Наряду с ростом и морфологическим развитием тела, созреванием физиологических механизмов, происходит и формирование этологической структуры человеческого организма. Заложенные в нем возможности обучения в той или иной мере реализуются, некоторые системы инстинктов блокируются, некоторые «очеловечиваются».

Свободная воля и полное понимание — труднодостижимый идеал. В реальности понимание и воля присутствуют у людей в различной степени, изменяясь от человека к человеку и от состояния к состоянию. Трехуровневую структуру, предполагающую лишь частичное понимание и фрагментарную волю, можно назвать Личностью (см. Личность в ситуации экзистенциального выбора).

Глава 4. Личность, воля, понимание