Глава 5. Психотехника

Образ жизни как череда состояний

1.

Образ жизни можно рассматривать в трех принципиальных срезах: крупным помолом, средним помолом и совсем детально, т.е. на макро-, мезо- и микро-планах. Макро-план — это описание, в котором человек ходит, допустим, в институт или работает дворником. Мезо — это какое у него в институте расписание, а для дворника, соответственно, зависимость от погоды и настроения начальника ДЭЗа. А реально питает нашу душу микро-план, то есть то, как это все происходит в моменте на самом деле.

Субъекты этих трех срезов образа жизни до некоторой степени разные. Субъект обучения в институте (макро-план) — существо настолько фантастическое, что он может даже предполагать, что с получением диплома он заодно получит и «профессию». Субъект мезо-плана — это тот, кто вставлен в какие-то расписания, рамки, отношения. А субъект микро-плана — это мы, как-то проживающие дни, часы, минуты, секунды, мгновения своей жизни.

Обычный человек привык давать себе отчет о своей жизни либо средним помолом, либо крупным, и дает он этот отчет инстанциям, которые принимают его именно в такой форме — разным социальным и психологическим инстанциям (Супер-Эго, внутренние родители и т.п.). Живет он, обычный человек, как умеет, и пишет в уме — а некоторые и не в уме — отчеты об этом.

Но существуют другие инстанции (например, Орел у Кастанеды или Акаша-хроника), и есть идея опыта: «сновидящий» (по Кастанеде) засылает нас сюда, или, можно сказать иначе, душа расходует невероятные космические ресурсы энергии и материи на наше воплощение ради того, чтобы получать опыт. Есть точка зрения, — и я не могу себе представить конкурирующую, — что Господь создал этот мир как раз ради того, чтобы содержанием его был опыт.

Беннетт высказывает мысль, что количество людей на Земле резко увеличивается, потому что человеческий опыт становится малообъемным, малонасыщенным; и для того, чтобы космические процессы шли так, как они должны идти, — а это требует определенного количественного и качественного состава опыта, — людей на Земле нужно все больше. А  Гурджиев замечает, что если так будет продолжаться, Земля в какой-то момент станет засохшей лозой, и ее отсекут.

Выход может состоять в том, что на фоне всеобщего одичания должен формироваться отряд людей, способных к проживанию достаточно глубокого, интенсивного, содержательного и осмысленного опыта. Речь идет о том, что мы имеем возможность формировать свой образ жизни на микро-плане так, как считаем нужным — до той степени, до какой мы делаем это в согласии с большими силами, которые могут нами интересоваться.

2.

Говоря о формировании образа жизни, мы можем начать с такого понятия как качество жизни. 

Здесь многое зависит от картины мира. Когда нам с рекламных щитов предлагают сделать жизнь лучше, купив то или се — это определенная картина мира. Когда знакомые бабки и тетки говорят: «Бог терпел и нам велел» — это тоже определенная картина мира. Задача для каждого из нас — формировать такую картину мира, в которой повышение качества жизни будет иметь подлинный личный смысл — не тот, о котором говорят из телевизора или из умной книжки, а тот, который действительно касается нас лично.

Качество жизни лишь в третью очередь определяется вещами, которыми обладает человек, во вторую — людьми, которые его окружают, а в первую — тем, как он реально на микро-плане, то есть мгновение за мгновением, со всем этим взаимодействует. Образ жизни — это то, как человек взаимодействует с миром, как он живет в этом мире, ходит по этому миру, что с ним и в нем делает.

Можно по-разному описывать образ жизни. С одной стороны, это некоторые постоянно повторяющиеся паттерны взаимодействия. Как говорится, если нечто произошло однажды, это может быть случайностью, если произошло дважды, это может повториться еще раз, если нечто произошло трижды — это уже образ жизни. Так, в формате бейсика мы умеем описывать систему привычек, обязанностей, желаний, поступков и т.п. (см. Бейсик).

Далее в характеристику образа жизни входит его оценка — наша собственная и наших ближних. Если человек считает, что, достигнув определенного общественного положения и имущественного благополучия, он живет хорошо, или наоборот, не достигнув чего-то из этого, он считает, что живет плохо, — это тоже входит в его образ жизни, как и в образ себя.

Как правило, люди своей жизнью недовольны. Это недовольство может иметь два разных смысла. Один — это просто эгоистическая жалость к себе, распространенное представление, что «я-де заслуживаю большего и лучшего». Другой — установка социальной критики, характерная, например, для русской интеллигенции. Как известно, наш мир переживает эпоху глобального «социотрясения» (Б. Грушин), или, как сказал писатель А. Валентинов, «конец света наступил — а люди не заметили». Смена больших социальных эпох — процесс длительный, он может продолжаться несколько веков. Недовольство при этом совершенно естественно, потому что кто же будет доволен, живя в гибнущем мире, переживая кризис культуры, крушение ценностей, падение нравов и пр.

Альтернатива состоит в том, чтобы войти в отряд тех, кто занимается закладыванием зерен новой цивилизации. И тут недовольство совершенно неуместно, потому что это совсем не то, что следовало бы закладывать в основы строительства Новой Земли и Нового Неба. Определяя качество своей жизни, нужно выяснить для себя, к какому миру — гибнущему и зарождающемуся — человек хочет принадлежать. То, как человек проживает свою жизнь день за днем, час за часом и минута за минутой, очень от этого зависит.

3.

Образ жизни — устойчивая система, которая обеспечивает свою устойчивость за счет того, что формы взаимодействия человека с внешним миром создают у него череду определенных состояний и, в свою очередь, определяются этими состояниями (ср. Лабиринт жизни). Череда определенных состояний обеспечивает устойчивость форм взаимодействия с миром.

В хорошем случае человек умеет находиться в хороших состояниях достаточно долго, чтобы из них организовывать внешнюю канву своей жизни. В плохом случае, наоборот, человек попадает в неудовлетворительные состояния достаточно часто, и из них регулярно и систематически портит себе все возможное в этой жизни.

Начинающий велосипедист, когда его заносит слишком вправо, сильно выворачивает руль, и его заносит слишком влево. Он выворачивает руль в другую сторону, его опять заносит и т.д. Когда искусство езды на велосипеде освоено, ездок научается корректировать свое движение тогда и так, как это нужно, чтобы не потерять прямую линию движения, не загоняя себя в обратную сторону, где снова нужна будет корректировка. А для этого нужно быть в правильных состояниях в правильные моменты.

Хотя вообще-то люди ездят на велосипедах ради того, чтобы поехать куда-то, и то, куда они едут, совершенно не определяется их вихлянием. Пока нас вихляет и носит, наши ценности определяются чувством равновесия и необходимостью выровняться, а вот когда мы поедем прямо, перед нами, может быть, возникнет вопрос, куда ехать (ср. Другая точка опоры).

Но пока речь идет о способе нахождения, предвосхищения, выработке такого «места» в себе, такого управляющего органа, из которого можно не вихлять, а поддерживать равновесие. Необходимо создать себе такой образ жизни, который позволит находиться в нормальных состояниях в таком количестве, качестве и в таких временных точках, чтобы из этих точек нормальный образ жизни мог себя поддерживать.

Большинство людей привязываются к своему вихлянию, наделяют его определенным катексисом, — что естественно, поскольку эти качельные колебания могут быть очень эмоционально насыщенны. Можно завихляться на всю жизнь и получить много удовольствия. Альтернатива состоит в том, чтобы, найдя равновесное движение, найти способы его поддерживать, а не продолжать ориентироваться на специфическое удовольствие от разных неравновесий.

Например, многие люди любят «выяснять отношения» и постоянно это делают. Два человека чувствуют, что их отношения их не устраивают, сходятся и начинают говорить, что нужно изменить в себе и в других, чтобы отношения стали лучше. И эти разговоры становятся центром их образа жизни. Люди систематически «выясняют отношения», и при этом как бы не замечают, что само это привычное «выяснение отношений» и есть образ их жизни. Так, это сможет стать своеобразной, несколько извращенной формой сексуально-энергетического взаимодействия.

Мало кто знает, что проблемы можно ставить и решать только из нормального состояния. А из ненормального состояния проблемы ставятся и решаются ненормальным образом. Люди, систематически «выясняющие отношения», как бы не понимают, что исправление отношений возможно только в том случае, если хотя бы один из них окажется в нормальном состоянии, и оттуда увидит, как действительно обстоит дело: что можно изменить, а чего изменить нельзя.

Мастерство организации образа жизни состоит в том, чтобы найти то равновесное состояние, из которого легко и удобно поддерживать равновесное состояние. Это касается любых аспектов образа жизни, которые мы хотим скорректировать. Например, если человек хочет лучше организовать свое время, сделать это можно только из того состояния (во времени и месте, то есть хронотопе), где он удовлетворительно, адекватно вписывается во время. Если, скажем, проблема состоит в том, что человек постоянно спешит, невозможно скорректировать это из состояния спешки.

Наши недостатки, неврозы и сценарии оставляют нам достаточно места, от них свободного. Не то чтобы у нас часто бывали состояния, свободные от всех наших неврозов, но любая частная тема, любой частный невротический механизм, сценарный паттерн и т.д. не владеет нами целиком. Как отметил однажды П.Д. Успенский, если бы мы могли быть последовательными существами, мы все давно были бы в сумасшедшем доме. Но мы, слава Богу, не способны свои сумасшедшие идеи последовательно реализовывать. Поэтому бывают моменты, когда мы от них свободны.

Но нужно быть достаточно сознательными, чтобы эти моменты ловить и использовать. Это не значит, что нужно все время обо всем беспокоиться и заботиться; это невозможно и не нужно. Достаточно, чтобы в жизни регулярно появлялись моменты, на которые можно рассчитывать, в которые можно проснуться, чтобы поддерживать этот образ жизни.

В каждом дне, каждой неделе, в каждом цикле есть некоторое количество таких опорных точек, откуда можно задать управляющее воздействие. Над этими моментами нижнего уровня можно представить себе какие-то объемлющие системы, и такая иерархия управляющих моментов может быть освоена для дня, недели, для профессиональной жизни, для общения с мистером Х и миссис У, и т.д. Таким образом, можно представить себе системы (хронотопических) точек, из которых можно управлять нашим образом жизни.

Глава 5. Психотехника