Обычно человек считает свой образ жизни настолько само собой разумеющимся, что просто не замечает его. Конечно, кое-что ему в его образе жизни не нравится (а кое что — нравится); иногда люди даже делают попытки что-то изменить — избавиться от какой-нибудь вредной привычки или начать учить английский язык.
Но образ жизни — это сложная и довольно громоздкая система, ее не изменишь «с налету». А между тем, образ жизни — это то, как мы живем, это наша жизнь. Многие люди живут в прошлом («Как хорошо было в молодости») или в будущем («Вот когда я достигну приличного положения...»). Но это — иллюзия, живем-то мы всегда сейчас, сегодня и на этой неделе.
Работа с образом жизни начинается с его исследования, описания. А описание начинается с элементов. Можно выделить несколько рядов таких элементов. Некоторые из них мы рассматриваем на бейсике (событие, поступок, привычки, обязанности, желания). Некоторые ряды элементов полезно добавить.
Например, весьма существенно для нашей жизни, как живется нашему организму, Зверушке (см. Исследование Зверушки-в-человеке), и как он, организм, себя ведет. Здесь могут быть полезны представления этологии — науки о поведении биологических организмов. Можно описать свое (привычное) пищевое поведение, свои органические ритмы (бодрствование и сон), характерные настроения и их смену, сексуальное поведение и др.
Далее можно рассмотреть элементы своей социальной жизни — работа, учеба, общественная жизнь. Полезно обратить внимание на отношения с культурой и «культурными объектами» — когда и как происходит «потребление» культуры, какое место оно занимает в жизни. Отдельно можно отметить наличие или отсутствие так называемой духовной жизни.
От элементов мы постепенно переходим к тому, как организована наша жизнь в целом. Здесь важно понять, как из элементов возникает целое, как в этом целом расставлены акценты. Может быть, то в жизни, что занимает больше всего времени, не является при этом самым важным.
Все это может показаться очевидным, но собрать представления о своей жизни в единой картине совсем не так просто. Иной раз такая «сборка» может произвести на человека неожиданное впечатление.
Однажды ко мне на консультацию пришла молодая женщина. Я, — как я всегда делаю, — стал расспрашивать ее, как она живет. Потом я коротко пересказал ей то, что от нее услышал. Она сидела и слушала сама не своя. Она могла все это рассказать мне, или подруге по телефону, или бывшей однокласснице в каком-нибудь чате, — но когда я ей «вернул» ее описание и она вдруг осознала, что вот так она на самом деле и живет, — это, как ни удивительно, оказалось для нее совершенно новым и ошеломляющим. Ничего больше не потребовалось: все ее беды настолько очевидно были связаны с ее образом жизни, что, не изменив его, нечего было и надеяться «решить проблемы».
Вот мы и перешли ко второй половине задачи: возможностям коррекции образа жизни. Здесь нам тоже придется двигаться от элементов, потому что для изменений жизни нужна воля, а волю нужно, как мышцы, тренировать постепенно.
Можно начать с того, чтобы побольше замечать события своей жизни. Напомню, что события — это встреча внешних «происшествий» с внутренним смыслом. Не обязательно, чтобы происшествие было невероятно драматичным или всемирно-историческим, чтобы найти смысл в происходящем. А чем больше смысла мы находим в различных обстоятельствах, тем в большей степени мы живем, реально проживаем свою жизнь, а не проносимся по ней «с широко закрытыми глазами».
Культивирование поступков, то есть принятие и выполнение собственных решений, делает нас в большей степени хозяевами своей жизни (ср. Учиться хорошо жить). На место «со мной случилось» встает «я сделал».
Работа с привычками требует понимания их системной организации и, кроме того, большой решимости. После некоторых подготовительных этапов начинается борьба «не на жизнь, а на смерть», когда возникает понимание, что человек либо делает нечто, либо не делает — третьего не бывает.
Обязанности могут перестать быть нам навязываемыми, а стать тем, что мы делаем, потому что действительно считаем нужным делать (а если не считаем нужным, то не делаем).
Желания, с одной стороны, принимаются как реальность нашей психики, с другой же — выполнение их становится предметом этической оценки, в связи с чем необходимо внимательно отнестись к своим ценностям и картине мира в целом.
От элементов, накопив, прежде всего, опыт возможности и силу намерения, можно переходить к коррекции образа жизни в целом. Здесь, как правило, важную роль играет тайм-менеджмент (ср. Кое-что о тайм-менеджменте), в котором нужно учитывать как циркадианную динамику состояний, так и то, что в разных поведенческих жанрах мы по-разному воспринимаем время и по-разному способны его регулировать.
В конце этой работы мы неизбежно приходим от вопроса «как живем» к вопросу «куда живем», — но это уже другая тема (см. Другая точка опоры).