Под «отрицательными эмоциями» не имеется в виду эмоциональная реакция на всевозможные реальные неприятности, горести и трудности жизни: досада, горе и т.п. Реальное эмоциональное страдание во всех его видах — это нечто совершенно иное, нежели отрицательные эмоции. Всякая здравая психотехника принимает необходимость страдания, в том числе и эмоционального.
С другой стороны, отрицательные эмоции не обязательно кажутся «неприятными». Немалая доля эмоций, которые нас как бы радуют, при ближайшем рассмотрении оказываются типичными отрицательными эмоциями: эйфорическая радость, фальшивые «ахи-охи» и т.п. Отрицательные эмоции — это эмоции, приправленные специфическим «душком», в них всегда есть нечто грязноватое и неподлинное.
Полезно, не пытаясь искать объективные критерии отрицательных эмоций, найти несколько различных примеров ситуаций, в которых очевидно проявляются отрицательные эмоции — свои и чужие. Начать, в соответствии с описанной Гурджиевым техникой, можно с событий и случаев, которые совершенно очевидны, зафиксировать их, искать новые примеры, и постепенно эта действительность будет становиться все более ясной.
Вот несколько примеров типичных отрицательных эмоций. Одна из характерных областей отрицательных эмоций, можно даже сказать, — родовая отрицательная эмоция — обида. Противоположный полюс обиды — чувство вины, дополняемое тем, что ученик Перлза Джон Энрайт называл «общивданием», соединив в это словечко три: ОБъяснение, заЩИта, опраВДАНИЕ. Другой пример отрицательных эмоций — жалость в отличие от сочувствия, сострадания и т.п.
Еще одна область отрицательных эмоций — это эмоции, связанные с соревнованием и соревновательностью, со всякого рода победами и поражениями. Впрочем, в соревновательных ситуациях могут быть и «нормальные» эмоции, скажем, досада от поражения и действительная, нормальная, искренняя эмоциональная радость от победы. Но там же есть место и для множества всяких отрицательных эмоций. В частности, то, что может казаться позитивным переживанием, — например, торжество — может иметь в себе очень определенный привкус «прищучивания» кого-то. На вид эмоция вроде бы «позитивная», а на вкус она очевидно содержит в себе некую «грязнотцу». Если дашь себе в этом отчет, то становиться как-то неудобно, нехорошо. Сюда же можно отнести такую типичную отрицательную эмоцию, как зависть.
Часто одна отрицательная эмоция вызывает за собой другие. Например, человек «взорвался», накричал на кого-то, потом ему стыдно. Одна отрицательная эмоция по поводу другой отрицательной эмоции. Затем может последовать попытка себя оправдать, обвиняя кого-то другого, — еще одна отрицательная эмоция; и так далее. Более того, отрицательные эмоции живут некоторой сетью или тканью. И можно даже сказать, что такого рода ткань или сеть отрицательных эмоций опутывает всю нашу жизнь и пронизывает ее насквозь. Можно сопоставить это с сетью привычек, «измерения» которой рассмотрены в соответствующих текстах (см. Психотехника). Вообще, отрицательные эмоции во многих отношениях полезно представить как «дурные привычки», хотя это, конечно, не единственно возможный и даже не основной способ их рассмотрения.
Как правило, люди не только оправдывают свои отрицательные эмоции (твердя что-то вроде формулы «слаб человек»), но каким-то образом их еще и любят. С одной стороны, они, вроде, потому и отрицательные эмоции, что неприятны, но, с другой стороны, есть в них и что-то очень «вкусное». Прежде всего, это ощущение «пробоя», срыва некоторого запрета. Очевидно, что отрицательные эмоции относятся к сфере «нельзя», и когда мы вдруг каким-то образом «не выдерживаем», нас «прорывает», — появляется некоторое специфическое удовольствие, «запретный плод» в руках.
Еще одно удовольствие от отрицательных эмоций, — это некая странная, особенная, тоже грязноватая власть над другими. Человек оказывается во власти отрицательной эмоции, а ближние — как бы в его власти; в этой частной ситуации, на этот момент человек за счет отрицательной эмоции имеет возможность что-то «выиграть».
И наконец, еще один важный момент. Многие считают, что переживание и проявление отрицательных эмоций — это и есть эмоциональная «жизнь», что-то живое, кипящее, бурлящее. Во всяком случае по отношению к полному отупению может показаться, что это действительно какая-то «жизнь».
Возможны ли какие-либо другие эмоции, кроме отрицательных? Возможна ли эмоциональная жизнь при отсутствии (в пределе — полном) отрицательных эмоций?
Этот вопрос переводит нас в область, которая очень важна для психотехнической работы с отрицательными эмоциями, — область идеологического к ним отношения.
Многие психотехнические школы уделяют этой теме большое внимание. Например, Успенский, ссылаясь на Гурджиева, полагает, что работа над отрицательными эмоциями — одно из тех немногих направлений, откуда можно начать, не рискуя столкнуться с непреодолимыми системными трудностями, возникающими из-за сложной организации «человеческой машины». Успенский утверждает, что эмоциональная жизнь не только возможна без отрицательных эмоций, но, более того, что отрицательные эмоции — одно из основных препятствий к формированию и переживанию действительной эмоциональной жизни.
Однако не следует принимать это утверждение как тривиальное, соответствующее тому, что в нашей культуре нам, вроде бы, вменяется в обязанность противостоять отрицательным эмоциям: считается, что проявлять их «нехорошо», нужно их сдерживать, а лучше вообще не испытывать — хорошим девочкам и мальчикам это не пристало. С каждой конкретной и определенной отрицательной эмоцией в какой-то данный момент, мы, пожалуй, могли бы справиться (за исключением каких-то крайних случаев). То есть не то что можем, — именно «могли бы». Но если мы посмотрим непредвзято и честно на свою реальную жизнь и на реальную жизнь наших ближних и дальних, родных и знакомых, то увидим, что отрицательные эмоции в целом, — как ткань, как сеть, мало поддаются нашим рассудочным попыткам сдерживаться. С этой тканью или сетью реально никто вокруг нас не справляется, и мы сами не справляемся.
Соответственно все «этические» установки по этому поводу не только бесполезны (хотя и выполняют до некоторой степени сдерживающую функцию), но, по сути дела, являются большой ложью. Эти установки, — как всем на самом деле понятно, — не предназначены для того, чтобы действительно выполняться. И на эту ложь люди соответствующим образом реагируют. Как бы принимая установку «в принципе», средний интеллигентный (а уж тем более неинтеллигентный) человек совершенно уверен (если вообще об этом задумывается), что отрицательные эмоции — это на самом-то деле вполне нормально, «мы же не ангелы», «все люди так живут». И люди действительно так и живут.
Таким образом, если утверждается, что жить без отрицательных эмоций — нормально, а переживать и выражать их — ненормально, причем утверждается всерьез, а не в качестве заведомо лживой, но псевдоправильной установки культуры, то нужно постараться понять, что может стоять за этим, внешне тривиальным, утверждением.
Простой человек обычными средствами справиться с миром отрицательных эмоций не в состоянии. Значит, за утверждением, что можно и действительно хорошо жить без отрицательных эмоций, лежит что-то совершенно другое, нежели привычные нам воспитательные ходы, — а именно: какие-то специальные методы и средства Работы. Можно предположить, что в каждой психотехнической школе есть ряд таких методов, но, так или иначе, это серьезная, основательная, трудная и требующая специальных средств работа.
Полезно было бы также для себя лично, эмпирически посмотреть, что может «остаться» в эмоциональной жизни, если убрать отрицательные эмоции. Во-первых, очевидно останутся так называемые «высшие» эмоции, — что бы под этим ни понимать. Например, сюда можно отнести область эмоций типа буддийского сострадания или христианского милосердия, эмоции переживания прекрасного, эмоции, возникающие в контакте с произведениями высокого искусства и т.п.
Во-вторых, наверное, останется область, так сказать, «непосредственных» эмоций, как приятных, так и неприятных. Например, у досады, когда попал в неприятную ситуацию, может не быть специфического привкуса отрицательной эмоции. Тут каждому предоставляется поле для того, чтобы прочувствовать внутри себя эту тонкую, но очень определенную грань. Еще раз: если посмотреть внимательно и точно, то видно, что неприятная эмоция — это одно, а отрицательная эмоция (специфическая эмоциональная «грязнотца») — другое.
Тут же можно сказать, что в зависимости от того, какого типа эмоции считаются «нормальными» и допускаются определенным кругом людей в общественную, — то есть «цивилизованную», «культурную», — жизнь, можно различать жизненные стили, разные в разных культурах и субкультурах, у разных людей и даже у разных субличностей в одном человеке.
Совершенно очевидно, что подавлять как выражение, так и переживание отрицательных эмоций, во-первых, невозможно (хотя можно пытаться это делать время от времени), а во-вторых, по-видимому, даже и вредно, как о том говорят психологи и врачи. Но тогда получается вроде бы неразрешимая дилемма: если не подавлять, то выражать, а если не выражать, то подавлять. Или не замечать, вытеснять, блокировать, — есть много психологических терминов, описывающих разные оттенки этого действия.
Впрочем, «инстанция», которая занимается (или пытается заниматься) подавлением отрицательных эмоций, как правило сама полна отрицательных эмоций, и именно они питают ее, этой «инстанции», «праведный» гнев (а также презрение, отвращение, обиду, вину и пр.) по поводу отрицательных эмоций.
Психотехническое решение состоит здесь в том, что отрицательная эмоция — это вообще просто ошибка, причем не столько «эмоциональная ошибка» (кажется несколько странным применять сам этот термин к эмоциональной сфере), сколько ошибка в когнитивном (познавательном) представлении ситуации. Грубо говоря, отрицательные эмоции — это эмоциональная реакция на неправильно представляемую ситуацию. Если это так, то понятно, что отрицательную эмоцию нужно не подавлять и не выражать, с ней нужно разбираться, или, как говорил русский классик, «зреть в корень».
Для того, чтобы разбираться, нужно сам процесс выражения или даже переживания отрицательной эмоции остановить, нужно выйти из него. Но не для того, чтобы выполнить установки внешней морали, не подавить отрицательную эмоцию, а, напротив, отнестись к ней серьезно, — даже более серьезно, чем она сама к себе относится.
Таким образом, проработка отрицательной эмоции оказывается аналитической работой. Задача состоит в том, чтобы «расспросить» отрицательную эмоцию, выяснить, на что она указывает. Некоторые частные случаи аналитической работы с отрицательными эмоциями описаны в соответствующих текстах (см. Работа с обидой, Коммуникативный анализ чувства вины). В общем же виде можно сказать, что аналитическая работа убирает основание для отрицательной эмоции, обнаруживая и выводя в сознание то или иное спецефическое искажение действительности, поддерживающее эту отрицательную эмоцию.