Эго-состояние (термин Э.Берна) Неблагополучного Ребенка (заглавные буквы означают, что речь идет о Внутренних Фигурах, субличностях) является сутью многих неудовлетворительных, невротических проявлений. Одна из техник работы с этими состояниями состоит в растождествлении себя с Неблагополучным Ребенком, по формуле «во мне есть Ребенок, но я — не ребенок» (как известно, прежде чем объединиться, необходимо размежеваться).
Осуществляется это следующим образом.
(1) Практика самонаблюдения дает возможность обнаруживать себя в определенном состоянии Неблагополучного Ребенка (например, в состоянии обиды).
(2) Обнаружив себя там, можно одновременно заметить, что не весь «я» в нем нахожусь, поскольку как минимум имеется еще «наблюдающая часть» (отождествленный человек не может знать, что он находится в определенном Эго-состоянии).
(3) Обнаружив эту наблюдающую часть себя, можно перенести в нее свое «Я». Важно не потерять при этом подвопросное Эго-состояние (например, обиду), но и не отождествиться с ней. Такого рода практика требует определенных наработок. Это дает возможность применить центральную формулу метода: «Во мне есть Ребенок, но я — не ребенок».
(4) «Я», конституированное таким образом, оказывается в двойной ситуации: с одной стороны, присутствует реальная, текущая ситуация, требующая какого-то поведения, часто каких-то действий или даже решений. «Я» теперь имеет возможность осуществлять это поведение и принимать решения не из «детского» места, а из места своей ответственной экзистенции. С другой стороны, в ситуации присутствует Неблагополучный (в нашем примере — Обиженный) Ребенок, с которым тоже необходимо как-то обойтись — защитить его от непосильных требований, обеспечить принятием, заботой и пр.
(5) Таким образом у Неблагополучного Внутреннего Ребенка появляется Благожелательный Внутренний Родитель, с которым, однако, не следует отождествлять то «Я», которое обходится с реальной ситуацией (в терминах Берна это будет, скорее всего, Взрослый).
Например, человек обиделся. Если он уже умеет наблюдать за собой и честно оценивать свои состояния, он может заметить, что его обида совершенно не соответствует тому пустяку, который имел место в реальном общении. Нетрудно догадаться, что его обида — это состояние Обиженного Ребенка. Если реальная коммуникация продолжается, ситуация разворачивается, человеку приходится на время отставить своего Обиженного Ребенка в сторонку, пообещав ему разобраться с его обидой позже.
Освоив эту технику на примере Неблагополучного Ребенка, можно распространить ее на другие эго-дистонные (проблемные) состояния. Так, с помощью нее можно проработать содержание так называемой «тени» (термин К.Г. Юнга), овладеть своими инстинктами (а не быть овладеваемым ими), управлять своими эмоциональными состояниями и пр.
Центральным моментом техники является как бы лингвистический «трюк»: перестать говорить «я» неудовлетворительному состоянию. Вместо «я обижен» жестко говорить «во мне актуализировался обиженный Ребенок», «Ребенок-во-мне обижен». Мы очень связаны со своим внутренним (и внешним) диалогом, и если на практике решительно и категорически не говорит подвопросному состоянию «я», отказать этой субличности в «праве подписи» от имени целого, это может запустить описанный выше процесс проработки ситуации.