Пространство Работы можно расположить в виде ориентированного по странам света креста. Три его направления — северное, западное и южное — соответствуют трем углам треугольника, в рамках которого мы в нашей Мастерской обычно осмысливаем свою Работу: образ жизни (более узко — образ действования), образ себя и картина мира.
В четвертом — восточном — направлении мы расположим ситуацию, бросающую экзистенциальный вызов человеку (как работнику-над-собой, так и простому смертному, ненароком попавшему в лапы своего предназначения). Ситуация могла иметь место в прошлом (тогда она становится предметом переработки в рекапинге), может иметь место в настоящем (тогда это ситуация вызова) или предполагаться в будущем (предчувствование, планирование, проектирование и т.п.). Ситуация является воплощением установок и представлений, сформированных в остальных трех направлениях, и, в свою очередь, служит материалом для формирования — закрепления или изменения — этих установок.
В центре креста находится точка выбора: является ли человек «воином Духа», стремящимся использовать свои возможности, или жертвой обстоятельств, с которой все обходятся. Да и грех с таким человеком не «обходиться». Если он — жертва обстоятельств, то он, собственно, ничем иным не является, кроме как материей. И как таковой он всеми «воинами» и рассматривается как обстоятельство их борьбы. И тогда его чаще всего втягивают в эти обстоятельства. И не потому, что другие воины и не-воины плохо к нему относятся, а просто потому, что если он не Дух, то он — материя.
Можно с сомнением относиться к терминам «битва», «воин» и т. п. Но в данном случае речь идет о том, что воин выходит на битву с самим собой, — то есть с «материей себя», которая тянет его вниз, — для того, чтобы возвысить себя, а вместе с собой и всю свою материю, до Духа.
Рассмотрим основное значение четырех направлений, или «измерений» (в смысле английского dimensions).
1. На «востоке», как было сказано, ситуация: прошлая, нынешняя или будущая. Обычный человек относится к ситуации пассивно: он в нее попадает, а попав — реагирует в соответствии с набором имеющихся у него представлений о способах действия, образом себя и своей картиной мира. Комфортную ситуацию обычный человек переживает облизываясь, дискомфортную — отплевываясь, но, так или иначе, его «нечто» протаскивает через ситуацию, и если он даже благодаря этому меняется, то не по своей воле.
Человек работающий относится к ситуации как к вызову, понимая, что его Сновидящий (или, в более принятых в нашей культуре терминах — Душа) посылает нас сюда, как свое сновидение или воплощение, с одной единственной целью: только здесь, в этой мере плотности, можно оформить и развить определенные способности и обрести опыт, в котором Душа и все выше нее стоящие инстанции, вплоть до Отца нашего Абсолюта, собственно, и обретают себя.
Работа с прошлой ситуацией осуществляется в рекапинге. В нынешней, актуальной, ситуации человеку необходимо делать экзистенциальный выбор. Будущая ситуация создается намерением создать ее или не допустить. Важно помнить, что воин Духа осуществляет свой выбор не с точки зрения комфорта или дискомфорта ситуации, а с точки зрения Духа, то есть, говоря практически, — Работы-над-собой.
Нужно, впрочем, напомнить, что иногда человек по Благодати попадает в ситуации выше своего обычного уровня, в которых ему остается только благоговейно присутствовать.
2. На «севере» нашей схемы — область образа действования: поведение, делание, неделание и пр. Обычный человек, попав в ситуацию, особенно дискомфортную, сразу же задает вопрос, что ему делать. Это неправильный вопрос, и отказ от него — первое, самое общее и продуктивнейшее неделание, какое только может осуществить человек, приобщенный к Работе. Обычный человек ничего не может делать в ситуации (кроме как реагировать), потому что все доступное ему делание, а также образ себя и картина мира, как раз и привели его в эту ситуацию. Так что Работа в «северном» направлении естественным образом начинается с неделания. Неделание по своей сути есть приостановка того реагирования, которое автоматически следует из ситуации: там, где обычный человек реагирует, человек работающий приостанавливает ре-акцию и благодаря этому получает возможность акции, то есть использования шанса.
Впрочем, не следует забывать, что осуществление акции (иначе говоря — делание) — это особая работа, требующая творчества, результаты которого аккумулируются в виде мастерства творческого делания в различных областях жизни.
3. На «западе» — образ себя. Фундаментальный выбор состоит здесь в том, воспринимать ли себя обыденно или волшебно. В. Франкл, основатель второй Венской школы психотерапии, в этой связи утверждает, что человек по своей сути есть трансценденция: существо, которое постоянно превосходит себя, выходит за свои пределы. По Франклу, человек, отказывающийся от своей трансцендентной природы, — невротик, теряющий смысл жизни. В разных словах эту мысль разделяет большинство психотерапевтов гуманистического направления, утверждая, что «обычные» люди — вовсе не «нормальны». У Ч. Тарта есть замечательный термин, характеризующий отношение «обычных» людей к себе и к миру: «невротическая рациональность».
Но выбор суров: либо обыденно, либо волшебно, со всеми вытекающими отсюда следствиями и требованиями. Либо я — «волшебное существо Вселенной», шагающее в неизведанное, либо — слепок всех прошлых ситуаций, начиная от Большого взрыва и кончая тем, как обидела меня моя мама, однажды не купив мне мороженое.
Много путаницы возникает в связи с так называемым «стиранием личной истории», на котором настаивает кастанедовский дон Хуан. Некоторые думают, что это действие состоит в том, чтобы превратиться в Ивана-родства-не-помнящего. Но дело совершенно не в этом. Оставаясь ребенком этих родителей (причем, по возможности, благодарным ребенком — см. Любить родителей на своих основаниях), нужно суметь перестать быть детерминированным этим фактом. Иными словами, в дополнение к рождению в теле родиться в Духе. Практически это, среди прочего, дело рекапинга: при прохождении заново значимых ситуаций своего прошлого нужно понять, чем эти ситуации тебя сделали, и, вернувшись назад, воспользоваться, если нужно, альтернативными возможностями.
Только нужно помнить, что в таких случаях нельзя быть никаким: экзистенциальный выбор всегда конкретен. Творчески создавая выход из ситуации, мы тем самым всегда выбираем себя.
4. Наконец, на «юге» — картина мира. Есть два негативных описания мира. Одно — мир как полностью детерминированный. У Дж. Лилли есть воспоминание, когда он в измененном состоянии сознания реально представил себе мир полностью детерминированным и не имеющим никаких вариантов; это оказалось безумным страданием для Души, одним из самых тяжелых состояний в его классификации. Второе — мир как «юдоль страданий»: «Бог терпел и нам велел». То есть эту жизнь надо перетерпеть («Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка»), а там, если хорошо перетерпишь, тебя наградят, на небо возьмут.
Альтернативное описание мира — это мир как место творческого воплощения, место, где учатся, где, имея некоторые задатки, воплощают их в способности, а имея способности — применяют их к делу. А для этого надо что-то с этим миром делать, и такой мир — мир как место предметного обучения — предоставляет для этого возможности.
Мастерство творческого делания создает то, что иногда называют «второй природой» — предметный мир культуры во всем его многообразии. Было бы совершенно неправильно постоянно «бунтовать» против этого мира. Порабощающим Дух он становится лишь тогда, когда из творческого превращается в автоматически навязывающий себя «спящему» человеку. Как пишет Поль Рикёр («Социус и ближний»), «недостаток социального существования современного человека не в том, что он идет против природы; ему не хватает не природности, а милосердия».
5. Теперь рассмотрим оси. Они тоже имеют свое значение и особый смысл.
Горизонтальная ось. Для обычного человека горизонтальная ось символизирует воплощение в ситуации его установок, — называть ли это системой конденсированного опыта по Грофу, сценарием по Берну, или лабиринтом (см. Лабиринт жизни).
Для Работающего человека горизонтальная ось — это шанс, дающий возможность каждый раз стать иным. Только для Работающего человека в ситуации представлены шансы, и только наличие конкретных ситуаций с их конкретными шансами, то есть конкретная таинственность мира, дает возможность человеку Работать.
Тут можно добавить одну деталь, которая выявляется не в направлениях, взятых по отдельности, а только на горизонтальной оси в ее целом — кастанедовскую идею чувства собственной важности. При страдательном отношении к ситуации и при наличии чувства собственной важности, человек воспринимает ситуацию как устроенную специально для того, чтобы что-нибудь ему «сделать» (плохое, конечно же). Это может сопровождаться интенсивным чувством жалости к себе.
Есть такая история про знаменитого Насреддина. В село приехал большой цыганский табор. Несколько дней стоял на главной площади, много шуму было. И однажды ночью этот цыганский табор стал сниматься с места, чтобы переехать куда-то дальше. Ехали они все со своими кибитками, лошадьми, с большим шумом по той улице, на которой жил Насреддин. Он накинул жилетку на кафтан и вышел к калитке, чтобы посмотреть, что за шум. И тут один молодой цыган, проезжая мимо, наклонился, сорвал жилетку с Насреддина и умчался. Тогда Насреддин подумал: «А, это они все затеяли, чтобы жилетку у меня украсть».
Это представление о ситуации, как специально организованной для того, чтобы «мне что-нибудь сделать», вытекает из нормального детского эгоцентризма, но перешедшего в ненормальное мировосприятие якобы взрослого человека.
Вертикальная ось. Мир, такой, какой он есть, крутится и крутит нас ровно в той мере, в какой мы отдаем свою произвольность на откуп его постоянному детерминированному «верчению». Тогда человек оказывается автоматической частью автоматически функционирующего мира. И загадки в таком мире быть не может.
Если мы останавливаем реагирование, то мы тем самым останавливаем мир.
В частности, автоматическое восприятие является следствием непрерывного реагирования на мир. Такое реагирование, наряду с воображаемой непрерывностью Эго, обеспечивает то, что мир кажется таким, каким он кажется. Если это реагирование остановить, мир оказывается таинственным.
6. Посередине же креста, на пересечении осей, как уже говорилось, у нас есть выбор: прекращая реагирование и останавливая тем самым мир в данной конкретной ситуации, отказываясь быть тем, чем мы были только что, трансцендируя себя, мы можем стать волшебными существами Вселенной.
В том, собственно, и состоят тайна и чудо, что этот выбор у нас есть.