Общая схема психологической Работы содержит три пересекающихся слоя. Можно представить их себе как этапы, но при этом нужно иметь в виду, что по времени они могут накладываться друг на друга, поэтому мы будем говорить о них скорее как о слоях.
(1) Первый слой — элементарная психотехника. «Элементарная» не в том смысле, что она проста. Речь здесь идет об овладении элементами психотехники. Мы постепенно осваиваем эти элементы, с большей или меньшей глубиной, переходя затем от единичных наблюдений к системному представлению об образе жизни, образе себя и картине мира.
Этот слой можно разделить на два «пояса». Первый вырастает из того, что в Мастерской мы называем бейсиком (см. Базовый практикум внимательного общения). Здесь существенны три направления. Во-первых, это овладение психотехникой коммуникации, что является вообще фундаментом формирования личности. Во-вторых, первоначально занятия по бейсику имеют очерченное содержание, направленное на исследование элементов, составляющих образ жизни. В-третьих, с тем личным содержанием, которое на бейсике обнаруживается, необходимо что-то делать, и для этого можно организовать специальные психотехнические группы. Здесь, в частности, нарабатывается необходимая во всем дальнейшем движении воля.
Во втором поясе психотехнического слоя мы получаем возможность посмотреть на системную организацию элементов, выявленных в первом поясе. Эта система описывается треугольником: образ себя, образ жизни, картина мира (см. Пространство Работы).
В отношении картины мира нужно сказать, что Работа-над-собой необходимо связана с «ре-идеологизацией». У каждого человека есть какая-то идеология, и если она ущербна и/или ошибочна, это неизбежно ведет к неврозу. Чтобы невроз снять, с идеологией надо работать сознательно и целенаправленно. Проходя этот этап Работы, человек должен разрешить для себя некоторый набор идеологических проблем, определить, например, свое отношение к деньгам, к собственности, к времени, к другим людям, к социуму. Вообще нужно сформировать язык и систему представлений, с помощью которых можно было бы обсуждать многие существенные для жизни вопросы.
На первом слое основные организационные формы Работы — это группа и тройка (см. Работа в тройках).
По мере разворачивания этой работы рано или поздно обнаруживается, что усилия как бы наталкиваются на какую-то стенку. Здесь человек сталкивается со своими психотерапевтическими проблемами, которые являются предметом Работы на втором слое. В правильно организованной Работе психотехника сочетается с психотерапией. Без психотерапии психотехника, как правило, «вянет». С другой стороны, психотерапия, не поддержанная «волевой» психотехникой, теряет в эффективности.
По мере прохождения психотерапии овладение элементами психотехники, — если им по-прежнему уделяется некоторое внимание, — углубляется, психотехническое мастерство растет. Психотехника и психотерапия взаимно поддерживают друг друга.
(2) Второй слой — частичная психотерапия, постановка и решение частных проблем «среднего уровня». Здесь мы занимаемся проблемами, которые удается изолировать и изолированно прорабатывать.
В нашей Мастерской в качестве основной техники для этой Работы предлагается интракоммуникативный анализ и интракоммуникативная терапия (см. Разделение субличностей). Здесь нормализуются отношения Внутренних Фигур разного рода и типа: Детей и Родителей по Э. Берну и других субличностей. Одной из фундаментальных тем этого этапа являются отрицательные эмоции, интракоммуникативная проработка которых часто в значительной степени освобождает, например, от чувств обиды и вины (см. Работа с обидой, Коммуникативный анализ чувства вины).
(3) Двигаясь в этом направлении, мы рано или поздно снова наталкиваемся на какую-то стенку.
Можно предположить, что стенка эта — то, что со времен Фрейда принято называть невротическим характером (см. Три отстройки-3: отстройка от себя). Здесь речь уже идет не об отдельных проблемах и частных защитах. Мы обнаруживаем, что имеем дело с системой защит, реактивных образований и тому подобных вещей, которые организованы в некоторую целостность, единство. Это единство — невротическое, ригидное, жесткое, неадаптированное, но клиент принимает это единство за «себя», хотя при этом чувствует, что нечто «не так» не в области конкретных задач, — даже если они решаются, — а просто «не так». Это связано с тем, что, в отличие от частных невротических симптомов, которые являются предметом работы на втором слое, здесь, на третьем слое, мы имеем дело с целостностью невротического характера, черты которого — тоже, разумеется, невротические, — человек некритически принимает за «свои собственные».
Пройти невротический характер как сложное системное образование значит перестать быть тем, чем ты себя считал до этой работы. Абстрактно может быть понятно, что «со мной что-то не то», но конкретно это ощущается как «это же я и есть», и угроза потери этого «я-и-есть» переживается в значительной степени как потеря себя.
К счастью, человек — каким он приходит к началу Работы, — не целостен и не однороден. И хотя невротический характер кажется человеку тем «я», за которое он себя принимает, вне его остается много разнообразных проявлений, часто — довольно ценных. Опираясь на них, человек может посмотреть на «себя» как бы со стороны, увидеть этот «характер» во всей его невротичности и вступить с ним в борьбу. Таков третий этап Работы, — борьба за преобразование «ложной личности» (в терминологии Гурджиева—Успенского) в истинную, нормальную, полезную личность, находящую свое законное месте в системе психики (см. Личность истинная и ложная). Понятно, что психика при этом должна занять свое правильное место в системе физического-душевного-духовного человека.