Структура Работы-над-собой может быть описана схемой из пяти блоков. В центре схемы — организация Работы. Внизу — задачи, вверху — помощь, на горизонтальной оси слева — средства и методы, справа — процесс Работы.
(1) Работа-над-собой как деятельность (хотя деятельность является лишь частью, или, точнее говоря, одной из проекций Работы) должна иметь свои конкретные, в каждый момент более или менее определенные задачи.
Для оглашенных (см. Три ступени вхождения в работу) задачи Работы возникают чаще всего из проблем «по жизни», и эти проблемы надо уметь переводить в задачи (см. Постановка психотерапевтической проблемы).
Верные имеют уже, как правило, какие-то планы и проекты Работы. Эти проекты нередко возникают, как и у «оглашенных», из тех же жизненных проблем и желания достичь каких-то определенных результатов «по жизни». Но другим источником планов и проектов является для них представление об общем направлении Работы, а также согласование этих представлений с руководителем, который теперь становится уже не просто помощником в решении жизненных проблем, но именно руководителем Работы.
Наконец, посвященные-в-Работу имеют уже довольно определенные, конкретные и индивидуализированные программы и проекты, а также способны относиться к ним достаточно гибко, «без фанатизма». Программы и проекты, из которых вытекают в каждый момент частные задачи Работы, нужно иметь, но поток их формирования и изменения может и должен в реальном времени идти параллельно потоку реализации этих проектов.
(2) Без помощи никакая Работа невозможна. Как известно из красивых баек барона Мюнхгаузена, вытащить самого себя за волосы из болота по меньшей мере затруднительно. Нужна какая-то опора, находящаяся вне того места, где человек барахтается в болоте. Только очень наивные люди бьют себя копытом в грудь и гордо говорят, что «человек должен сам решать свои проблемы». Проблемы своего компьютера или автомобиля эти люди предпочитают доверять специалистам. Наверное, они думают, что сами устроены значительно проще…
Для начинающих помощь приходит в виде ближайшего руководителя — психотерапевта, лидера группы, прораба Работы. Но сам-то прораб знает, что передаваемое им не он выдумал. Он где-то у кого-то учился — хоть бы психотерапии (а также — желательно — многому другому). И его учителя тоже не «от балды» все это выдумали. Существует — так или иначе организованная — цепь Работы, начало которой рядовому работнику-над-собой вряд ли может быть известно, а конец представлен его собственными усилиями.
Иными словами, помощь предполагает «вертикальные» отношения: человек должен быть готов обратиться за помощью и принять ее, должен допустить в своем сознании представление о том, что есть люди, которые знают о нем — в некотором смысле — больше, чем он сам. С другой стороны, это очень своеобразная, специфическая «вертикаль» — психотехническая, в отличие от многих других «вертикальных» отношений между людьми, в том числе — отношений власти.
Искать помощь и принимать ее — два весьма различных процесса: сначала работник ищет руководителя, прикидывая и оценивая людей вокруг себя на предмет «подходящести» в качестве руководителя. И, конечно же, нужно иметь в виду, что «помощь-в-Работе» может быть фальсифицирована, а ситуация, когда за этой помощь обращаются, может быть корыстно использована недобросовестными людьми. Но когда руководитель выбран, нужно — в каких-то отношениях и в какой-то мере — вверить себя ему, иначе никакая Работа не станет возможной. Мера критичности и лояльности по отношению к руководителю — очень тонкая вещь, но без нахождения этой меры Работа обречена на неудачу.
Вот как пишет о помощи великий знаток Работы, ученик Гурджиева, Джон Годолфин Беннетт («Семь направлений Работы»): «Условием получения помощи является наше желание и способность ее получить. Это не настолько очевидно, как кажется поначалу, поскольку мы обычно не сознаем, в какой именно помощи нуждаемся. Истинная помощь составляет то, чего мы не способны достичь посредством собственных усилий. … Мы не „делаем“ Работу, но нельзя также и сказать, что Работа совершается над нами. Мы можем участвовать в Работе в меру наших возможностей…».
(3) Работа осуществляется определенными средствами, методами, техниками. Как и любая другая работа, Работа-над-собой требует определенного арсенала и зависит в своем содержании от того, какой арсенал доступен работающему и его руководителям.
В рамках нашего подхода к Работе мы считаем, что полезно соединить методы, известные в так называемых «эзотерических» кругах (гурджиевские, кастанедовские и ряд других), с методами классической и гуманистической психотерапии и психотехники.
(4) На другом конце горизонтали обозначен блок процесса Работы.
Есть такая байка. Приходит дед к доктору, просит полечить. Доктор его долго обследует, потом выписывает рецепт. Внимательный такой доктор, очень деду понравился. Приходит дед домой и в память о хорошем докторе выпиливает рамочку, вставляет в нее рецепт и вешает на стену, а потом всем показывает: «Вот, мол, у какого хорошего доктора побывал». А рецепт-то, как нетрудно догадаться, был на лекарство, чтобы его купить да пить помаленьку.
В наших условиях Работа-над-собой должна осуществляться как процесс, требующий определенных, более или менее постоянных, усилий. При всей своей очевидности это утверждение далеко не так тривиально, как может показаться. В сознании многих людей царит вульгаризованный миф об эзотерических традициях, где «просветление» приходит «само» и мгновенно, а вопросы подготовки к этому мгновению не обсуждаются. Известный нам Иван-дурак сидел-сидел себе на печи, а потом взял, да вместе с печью и поехал. Такая у него «благая карма»…
И в рамках этого не всегда сознательно артикулированного мифа, люди мечтают о «просветлениях», достижениях и прочих хороших вещах, даже многое знают о своих задачах, о том, где можно получить помощь, какими средствами и методами можно воспользоваться, — но только почему-то не могут начать, а уж о том, чтобы продолжить, и речи нет.
Знающие люди настоятельно рекомендуют ежевечерне (или — как вариант — по утрам следующего дня, или вообще кому как удобнее, но желательно в одно и то же время) просматривать свой день. Это — ближайшее, наиболее простое представительство процесса Работы, как само по себе, так и в качестве контроля над прочими ее составляющими. Потому что, если вы просмотрели один день, просмотрели другой, просмотрели третий, и вдруг заметили, что для актуализированного процесса Работы не нашлось места ни сегодня, ни вчера, и завтра, похоже, не найдется, — вам, может быть, захочется с этим что-то сделать…
(5) И, наконец, в центре, как венец всей схемы, находится блок организации Работы (ср. О некоторых принципах Работы). Суть того, что вопросы организации выделены в особый блок, заключается в том, что организация Работы должна обеспечить ее протекание как независимой третьей силы, гармонизующей и согласующей мотивацию к Работе (активная сила) и инерцию обыденной жизни (пассивная сила).
Может показаться, что изложенное в этом разделе либо слишком абстрактно, либо вполне очевидно. Однако же, структура Работы-над-собой — очень жесткая конструкция, и если кто-то попытается работать, не учитывая необходимости так или иначе обеспечить все ее блоки, его ждет много разочарований. Путь, действительно ведущий туда, куда хочется попасть, как известно, очень узок.