Работа-над-собой может занимать разное место в жизни человека, и, соответственно, человек может занимать разные места в Работе. Есть три ступени вхождения в Работу, и Работа на них являет себя очень по-разному.
Эти ступени можно обозначить в соответствии с известной традицией, адаптируя термины к нашим задачам. В традиции говорится об оглашенных, верных и посвященных.
Оглашенные — это те, кому рассказали («огласили»), что Работа-над-собой существует. Они это услышали и как-то стали с этим себя соотносить. Верные — те, кто делает Работу важным для себя фактором в жизни. Что касается посвященных, — это такие люди, для которых все в жизни так или иначе есть Работа.
Оглашенные, как правило, работают-над-собой, чтобы решить конкретную проблему или проблемы. Тут есть свои стадии, от совсем начинающих, которые пришли, потому что с женой (мужем, начальником, ребенком) что-то не ладится, до тех, кто понимает, что есть возможность сделать свою жизнь приятнее, интереснее, полнее и т.д. Суть этого отношения к Работе в том, что у этих людей есть какая-то «жизнь»: работа-служба, семья, дети, дача, кошки, собаки, — и они надеются использовать Работу-над-собой для ее организации, оптимизации, совершенствования. На этой фазе Работа часто принимает форму психотерапии и/или психотехники.
Это совершенно законная позиция, и было бы неправильно относиться к ней свысока. Но, с другой стороны, эта позиция — не единственная в Работе, и на следующих ступенях отношение к Работе становится иным.
Верные делают Работу-над-собой неотъемлемой частью своей жизни, считают ее необходимой: они участвуют в этой Работе потому, что это хорошо, это правильно, потому что они считают, что это надо в жизни делать. Однако, хотя Работа для них становится очень значимой, в их жизни есть и другие части. Понятно и очевидно, что все на все влияет, так что Работа влияет на их жизнь, но при этом их внутренние установки таковы, что другие части жизни существуют для них как бы отдельно: они ходят на работу (не над собой), живут в семье, у них какие-то интересы и увлечения.
И наконец — посвященные. Немного переиначивая классический термин, можно говорить о посвященных-в-Работу. Для этих людей более или менее понятно, что вся жизнь — это и есть Работа, и никакой другой осмысленной жизни для них быть не может.
Красиво об этом говорится у фантаста Андрея Лазарчука в «Кесаревне Отраде». Действие там начинается в реальном мире со своей довольно сложной жизнью, включающей реальную магию и другие хорошие вещи, и из этого мира главный герой послан, чтобы выудить некую девицу — очень важное существо, Кесаревну, то бишь царевну, — из нашей постсоветской действительности. Он ее выуживает и постепенно, очень сложно, с приключениями, ведет обратно в реальный мир. По ходу он ей рассказывает, как все устроено «на самом деле». В момент, когда Кесаревна начинает соображать, верить, не верить, как-то к этому всему относиться, она задает ему вопрос: «Где же на Земле находится это место, о котором ты рассказываешь?». А он ей отвечает: «Той Земли, о которой ты говоришь, вообще нет».
Так вот, посвященные-в-Работу уже начинают догадываться, а иногда даже просто на уровне ощущений воспринимают то, что этой Земли, про которую мы фантазируем, что она «на самом деле» есть, «на самом деле» — нет. Мы полагаем, что это — действительность, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что значительная часть этой как-бы-действительности — это наша видимость, а то так и кажимость. А что есть в действительности — на каждой стадий вырисовывается по-своему.
Итак, на каждой из стадий представления о Работе-над-собой разные. Важно понимать, что то, что мы думаем про Работу, зависит от того, где мы находимся и кем мы себя считаем. Для оглашенных Работа — это средство, способ решать жизненные проблемы. Для верных — одно из важных, совершенно необходимых занятий в жизни наряду с другими занятиями. Для тех, кто «допер», ничего иного, кроме Работы, просто не существует.
В форме афоризмов (есть такая весьма «эзотерическая» форма говорения) это звучит так:
Оглашенные работают над собой, чтобы решить проблемы, и они правы.
Верные работают над собой, потому что это хорошо и правильно, и они тоже правы.
Посвященные-в-Работу тоже правы, работая над собой, ибо что им еще остается.