1. Психика формируется в основном в детстве, поэтому самоосознание и различные формы психокоррекции нуждаются в описании и анализе истории становления человека, в частности и в особенности — истории его детства (ср. Три отстройки-2: отстройка от семьи). Кроме того, большинство психологических теорий полагают поэтапное формирование тех или иных структур и особенностей психики, поэтому описание семейной истории нуждается в той или иной систематизации.
2. Прежде всего нужно распределить свое детство по периодам. Здесь можно, с одной стороны, воспользоваться наиболее известными периодизациями, более или менее совпадающими — Выготского, Эрика Эриксона и др. С другой стороны, имеют значения крупные семейные события — переезды, появление и исчезновение значимых фигур, поступление в детский сад, школу, в какие-то кружки и пр.
Может быть, окажется важным описать, как встретились родители, какими они были, в каких семьях выросли и как жили в момент встречи. Вообще полезно проследить не только историю собственного развития, но и историю развития других членов семьи, особенно — родителей.
Для каждого периода нужно, далее, представить себе семейную систему: основную — ядерную — семью, более широкий круг значимых людей, участвующих в жизни, далее (расходящимися кругами) то, что в их ситуациях значимо для ребенка.
Очень полезно представить это в виде текста, желательно — с фотографиями значимых людей и мест.
3. Полезно обратить внимание на следующие стороны описания:
а) «физический» план: нужно поэтапно проследить, где жили, кто, с кем, как распределялись по комнатам, даже по кроватям (возможны, как выяснилось, очень разные варианты детства в этом отношении). Кто когда ежедневно приходил-уходил (это очень важно), кто сидел с детьми и пр. Кто зарабатывал деньги, кто готовил еду, кто чем еще занимался.
Каждое изменение в этом отношении нужно рассматривать как возможность «смены этапа» (хотя такая возможность может и не реализоваться).
Это (как и все прочее) нужно рассмотреть «ан гран», про семью в целом, и центрированно на ребенке (который мог в детстве и не знать обстоятельств жизни семьи, а узнать их позже, типа «оказывается, родители десять лет выплачивали бабушке долг за квартиру»).
б) формальные «скрепы» семьи: жилплощадь, деньги, обязательства перед родителями (из-за которых, например, невозможно развестись), дети как «скрепа» и др. Опять же, — со всеми этапными различиями, например, — на определенном этапе развод казался родителям немыслимым, потом — возможным, потом — желательным и т.д. Все это может составить ярко различные этапы в системной ситуации ребенка.
в) распределение ролей: кто глава семьи, кто в каких отношениях, какова иерархия и пр.
Здесь ярко выступает различие «семьи ан гран» и частной ситуации ребенка: в семье может быть одно распределение главенства и ответственности, а относительно этого конкретного ребенка — другое.
г) и вот теперь, на фоне всего этого — эмоциональные отношения как «скрепы»: кто кого любит, кто кого ненавидит (но деваться из системы некуда), кто кого уважает, кто кому симпатизирует, кто от кого отстраняется и пр.
4. Так называемые отрицательные эмоции могут оказаться специфическими, важными, даже формообразующими связями в семейной системе, как для семьи вообще, так и для ребенка.
Обязанности, которые выполняются или не выполняются, обиды, вины, раздражения, уходы в себя, коалиции, предательства, обманы и пр. — все это является системным фоном развития ребенка, и на этом фоне он составляет себе представление о мире, принимает сценарные, по Берну, решения, чему-то подражает, а чему-то противостоит, и т.д.