Человек не только социален по своему формированию и развитию, но и живет в обществе. В человеке все социально; даже если он окажется на необитаемом острове, как Робинзон, то останется социальным существом.
Но, живя в обществе, человек находится во множественных связях, которые — чтобы не путать с исходной социальностью — принято называть социетальными. Социетальными мы будем называть конкретные специфические отношения человека с людьми в конкретных обществах, в которых он находится.
В наше время, в нашем месте человек живет одновременно в обществах двух типов: в общине и в социуме — «Gemeinschaft» и «Gesellschaft». Это фундаментальная социологическая концепция, принадлежащая Ф.Тённису. Социумом мы будем называть общество в узком смысле слова — общество атомизированных индивидов, где каждый сам по себе, люди вступают в обмен, по принципу товар-деньги-товар, где каждый, вроде бы, отвечает сам за себя. В наше время это то, что принято иметь в виду под так называемым «буржуазным обществом» или «демократическим обществом» (с точностью до сомнительности этих абстракций).
Общинное состояние человека представлено его отношениями в семьях и отчасти его отношениями с знакомыми, приятелями, друзьями, вплоть до очень «своих». Там законы отношений совершенно другие. Там считать отношения, услуги, даже вещи «товарами» как бы не принято, нехорошо. Там считается нормальным, этичным делить все «по справедливости» — что бы ни понимать под этой справедливостью. В одних случаях говорят, что все лучшее — детям, в других случаях все лучшее — нашим любимым женщинам, в-третьих, наоборот, — мужчине первая миска. То есть помимо абстрактной «справедливости» там есть еще какие-то установления, нормы, мифы, представления о том, как должны делиться труды и блага. В нашей сегодняшней московской ситуации эти установления очень разнообразны и часто между собой плохо согласуются. Даже в каждой семье происходит борьба, какое-то усреднение и какие-то компромиссы между представлениями старшего и младшего поколений, воззрениями мужа и жены о том, как это в семье должно быть. Но, так или иначе, у каждого из нас есть какие-то очень глубокие подспудные представления как оно в семье должно быть, как должно быть со своими, с друзьями, приятелями.
Трудность этой темы становится очевидной в типичных ситуациях путаницы. Представьте себе, что приятельница некоей семьи — детский врач, зарабатывающий тем, что ездит по вызовам. В семье заболевает ребенок, и вот эта приятельница приезжает в семью посмотреть ребенка. И семья оказывается в замешательстве: то ли с приятельницей расплачиваться по принципам буржуазно-демократического общества, то ли считать ее «своей», и тогда естественно, само собой разумеется что по нашей беде она к нам приезжает и помогает нам всем, чем может. И эта коллизия обычно оказывается достаточно непростой.
Итак, каждый человек в нашей среде находится в отношениях этих двух типов — отношениях в социуме и семейно-дружески-общинных отношениях. Важная подробность, организующая эту систему, состоит в том, что семья и близкие/ближние, хотя и строят свои отношения вроде бы по общинному типу, однако не являются целостными: семьи живут в социальном, то есть буржуазно-демократическом окружении.
Если когда-то община являлась целостностью и непосредственно вступала в отношения со средой, — с полями, охотничьими угодьями, опасными зверями и т. д., — то в нашей действительности семьи как таковые не живут в природной среде, а живут в социетальной среде. А в отношения с собственно природой вступают большие социумы. Начиная от каких-нибудь мегаполисов, у которых свои отношения со средой, и дальше корпорации, нации, и прочие большие социальные организации такого типа. А семьи живут как микроорганизмы внутри этих больших организаций и в собственные отношения со средой не вступают (ср. Перераспределение ресурсов в семье).
Таким образом, социетальные связи человека можно разделить на общинные (прежде всего — семейные) и относящиеся к социуму в узком смысле слова (прежде всего — отношения на работе). Как в непосредственном функционировании, так и в задачах отстройки эти отношения необходимо тщательно различать.