Глава 2. Управление ресурсами

Достижение

После того, как осуществлен анализ и достигнуто понимание (см. Что такое понимание) ситуации, в которой находится человек, можно переходить к управлению ресурсами, которыми человек располагает для решения своих задач.

Возможны три класса таких задач. Первый — достижение, второй — адаптация, то есть более совершенное приспособление человека к той ситуации, в которой он находится, и третий — мобильность, то есть готовность изменять свою ситуацию в самых разных отношениях: менять работу, место жительства, семейные отношения и др. Конечно, эти задачи связаны друг с другом, и в интеллектуальных играх можно представить себе одно как другое, другое как третье и все что угодно как все что угодно. Но центр тяжести задачи определяется как один из этих трех.

Говоря о достижении, имеет смысл разделить задачи на тривиальные и нетривиальные. Тривиальными можно назвать задачи, которые люди постоянно решают в своей жизни. Люди ходят на работу, делают что-то в быту, воспитывают детей и др. По ходу дела у них, естественно, возникают какие-то задачи, и они их решают, то есть постоянно чего-то достигают в обычном режиме своего существования.

Нетривиальные задачи возникают, когда человек хочет как-то изменить свою жизнь, добиться какого-то (как это обычно воображается) «успеха», сделать что-то (для себя) экстраординарное. Вот, например, человек приходит к коучу и говорит, что хочет через три месяца иметь миллион. При том, что сейчас он зарабатывает 70 тысяч в месяц. Нетривиальная задача характеризуется тем, что выходит вон из ряда обыденной жизни.

По отношению к такой задаче возможны две стратегии. Одна оставляет задачу нетривиальной. Человек, желая получить миллион, продолжает осознавать себя зарабатывающим 70 тысяч и способным, при большом напряжении, добраться до 85. Однако, тем не менее, у него есть такая мечта, она же проект, где «успех» обозначается им как миллион.

Не то чтобы эта стратегия была невыполнима или нереальна, поскольку в жизни, как известно, всегда есть место чуду. Но более реальной представляется другая стратегия. Она состоит в том, чтобы превратить нетривиальную задачу в тривиальную, то есть так перестроить свою повседневную деятельность, чтобы в ее рамках решать эту новую задачу. Стратегия эта осуществляется прежде всего через смену образа себя (см. Этапы формирования образа себя). То есть надо стать человеком, который этим занимается.

Здесь есть некоторое сходство с постановкой проблемы (см. Постановка психотерапевтической проблемы): описывается текущее состояние, описывается желаемое состояние, оценивается сила намерения, то есть честно выясняется, действительно ли ты этого хочешь, и, если да, то происходит переопределение себя. Если человек этим занимается, то он уже в настоящем имеет в виду то, что должен получить в конце. Если человек реально хочет иметь миллион, чувствует себя в силах этого добиться и видит такую возможность, он начинает быть человеком, который зарабатывает свой миллион. Это же в конце концов вполне возможно. И это оказывается теперь для этого человека регулярной, «тривиальной» деятельностью.

Такая перестройка, естественно, требует попутного решения большого количества управленческих задач. Нужно переорганизовать две системы деятельности — внешнюю и внутреннюю. Во внешней системе надо занять положение, которое позволяет это делать. А внутри надо перераспределить ресурсы таким образом, чтобы действительно это делать: выделить на это время, энергию, может быть — деньги, и все остальное, что может потребоваться.

Такую задачу может решить только внутренний Совет Директоров (см. Кто может управлять ресурсами), под руководством Генерального Директора, имеющего для этого волю, то есть внутреннюю власть. Человек, который в своей психической структуре такого «органа» не имеет, с такой задачей не справится, потому что среды — как внутренняя, так и внешняя, — не будучи преобразованными, этого не допустят.

Вот, например, человек решил делать зарядку по утрам. Раз сделал, на второй день тоже сделал, может быть — десять дней уже делает. Но потом, если в его обычной жизни зарядка не прописана, это неизбежно угасает, потому что гомеостаз либо внутренней среды, либо внешней среды не заточен под это. И человек раньше или позже вернется к своей обычной жизни. А чтобы прописать туда зарядку, нужно иметь в своей психологической структуре функцию, которая в состоянии это сделать. Совет Директоров должен принять ответственное решение, которое заставит другие программы как-то подвинуться и перестроиться. Например, нужно раньше ложиться спать, а это должно изменить привычный ход вечера. То есть такое простое дело, как зарядка, потребует более или менее кардинальной перестройки всего образа жизни. Все возможно, но все имеет свою цену.

Грамотный коуч должен объяснить клиенту, что для того, чтобы заработать за три месяца миллион или начать устойчиво делать зарядку, нужно пойти на ломку всего образа жизни и образа себя. И спросить, глядя в глаза: «Тебе это надо?». И тут возможны два ответа: либо «Настолько надо, что я готов», либо «Надо подумать…», — что, конечно, означает, что в обозримое время миллиона не предвидится.

Однако же реально ситуация еще более сложна, потому что все подробности будущей новой деятельности заранее не известны. В нее надо встраиваться, и ситуация будет постоянно изменяться. Так что, скорее всего, на самом деле нужно для начала описать себя не столько как человека, который начал зарабатывать миллион или делать зарядку, сколько как человека, который учится зарабатывать свой миллион и пробует вписать зарядку в свой образ жизни. Это значит, что в обозримое время перестройки внутренних и внешних систем будут происходить многократно, и придется не один раз заново приспосабливаться. На это согласование перемен, приспособление к переменам тоже должны быть выделены ресурсы, и должен быть обеспечен соответствующий настрой — я меняюсь. И очень важно, к тому же, тщательно фиксировать перемены, чтобы все это не потонуло в тумане неопределенности. Впрочем, это уже переводит нас в тему адаптации (см. Адаптация и дезадаптация).

Что касается внешних систем, нужно позаботиться о том, чтобы был принят новый «образ себя для других». Потому что если человек вдруг действительно начал зарабатывать миллион или регулярно делать зарядку, а все знакомые знают его как 70-тысячника и ленивого соню, это вызовет довольно сильную реакцию. И чтобы на ней не потерять энергию, нужно об этом позаботиться.

Многие люди вокруг, привыкшие видеть человека таким, а не иным, будут обеспокоены переменами и — не по злому умыслу, а часто совершенно не осознавая этого, — постараются вернуть его в прежнее положение. Если подросток решил делать зарядку, то может так получиться, что ближайшим же утром окажется совершенно необходимо встретить на вокзале двоюродную бабушку, а следующим утром никто кроме него не сможет погулять с собакой, и т.д. Тут необходимо мягко по форме, но очень определенно по сути дела со всеми договориться.

Тема достижения, самая простая и наиболее разработанная в области управления ресурсами, одновременно — тема довольно скользкая. В лабиринте (см. Лабиринт жизни) достижение чего-то часто кажется порталом, а оказывается ловушкой. Трудность здесь состоит в том, чтобы соблюдать равновесие между двумя полюсами — узко направленной волей и более широким общим пониманием своей ситуации и жизни вообще.

На одном полюсе, чтобы действительно достичь чего-то, нужна достаточная воля (см. Практика работы над волей). Все необходимые и достаточно сложные управленческие процессы должны быть проделаны, и должна быть обеспечена мотивация на всех уровнях, даже на тех, куда не доходит представление о значимости задачи. Чтобы делать зарядку, надо рано встать, а вставать должна совсем не та субличность, которой хочется делать зарядку и которая может почувствовать после зарядки прилив бодрости и удовлетворения. А для того, чтобы рано встать, еще одной субличности, — которая вообще ничего не знает про зарядку, — нужно вечером оторваться от интересной игры. Все это обеспечивается волей, способной сосредоточиться на задаче.

Но на другом полюсе, чтобы оставаться человеком, а не превратиться в целедостигающий механизм, нужно помнить о себе-как-личности (см. Личность в ситуации экзистенциального выбора), помнить о контексте, ради которого поставлена задача, и уметь улыбнуться своей «достигалке», оставив ее на своем законном месте: не меньше, но и не больше (ср. Сферы жизни).

Глава 2. Управление ресурсами