Если бы мы были животными, мы находили бы корм и укрытие в среде своего обитания, а шерсть, спасающая нас от холода и зноя, росла бы у нас сама. Но, увы, у людей этого нет, люди все это производят. И при этом еще вступают в сложные, хитрые, запутанные, и, как правило, их самих гнетущие общественные отношения. Поэтому нам приходится различать производство и потребление: то, что животные находят в своей среде, — корм, укрытие, спасение от жары, стужи и др., — люди сначала производят, а потом потребляют. В сколько-нибудь сложно организованных обществах никто не производит в полном объеме того, что потребляет, и не потребляет в полном объеме того, что производит.
Не вдаваясь в политэкономию и социологию и лишь упомянув, что все это на самом деле гораздо сложнее, можно указать на простой, практически определенный для среднего человека водораздел между производством и потреблением — это деньги. Деньги зарабатываются участием в широко понимаемой системе производства, а получив их, мы начинаем их тратить в системе потребления.
Это схема обычной жизни обычных людей — «людей» в хайдеггеровском смысле. В классификации, которая принадлежит Учителю Беинса Дуно, кроме обычных людей есть еще люди талантливые и гениальные (не говоря об эзотерических Учениках). Начиная с талантливых — это те люди, которые имеют свой путь.
Люди «обычные» — это те, кто рождается в определенном месте, в определенное время, назначается на определенную службу, эту службу выполняет: родился, вырос, женился, произвел детей, поучаствовал в производстве и потреблении, состарился, умер. Это можно себе представить по аналогии с человеком, которого сажают на поезд (экзистенциальная метафора поезда красиво дана в «Желтой стреле» Пелевина) в пункте А, он едет всю жизнь на этом поезде, доезжает до пункта В, и там его выносят вперед ногами. И никого выбора, никаких иных возможностей у «обычных» людей нет. Людям, которые живут не так, такую жизнь представить себе трудно. Но если мы оглянемся вокруг, то увидим, что большая часть так называемого «населения» именно так и живет.
Что касается «талантливых» людей, о них с юмором сказано, что это люди, которые «все путают». Они имеют возможность пересаживаться с поезда на поезд, менять маршрут. Если они очень талантливые, то даже осваивают возможность пересесть с поезда на самолет, с самолета — на пароход, если уж совсем талантливые, то даже и на верблюдах могут куда-то добраться. То есть у них много всяких возможностей выбора. И у них формируется свой индивидуальный маршрут, своя дорога.
«Гениальные» — это люди, которые сами создают небывалые пути, чего с талантливыми не происходит, они используют существующие пути.
В сферах производства и потребления «обычные» люди — просто социальные и экономические единицы, и их личная частная жизнь, их переживания имеют не больше значения, чем переживания лисы или зайца, «обменивающихся» энергиями и веществами. А у нас с вами, как у людей «талантливых», помимо участия в производстве и потреблении, есть еще значимая, по крайней мере, для нас, собственная дорожка. Мы ее выбираем, мы за нее несем какую-то ответственность, — не чисто социальную, а какую-то иную, личную, экзистенциальную ответственность.
Не христианство это выдумало, однако христианство в нашем ареале это демократизировало. В принципе заявляется, что такой свой путь может быть у каждого. Поначалу собственно человеком, который обладает путем, судьбой и т.п., был один человек — верховный правитель, император или, скажем, фараон. Если с императором все в порядке, то вся «Поднебесная», как известно, благоденствует. Позже возник круг таких людей — знать, аристократия. А потом в христианстве стало утверждаться, что каждый может быть индивидуальностью. Только к этому добавляется, — о чем часто забывают, — что много званых, но мало избранных. То есть каждый может, но кто действительно пойдет своим путем — это вопрос иной.
С точки зрения талантливых людей и производство, и потребление — это всего лишь среда, те условия, в которых индивидуальность прокладывает свой путь.
Задачи управления ресурсами ставятся в каждой из этих сфер по-разному.
Огромная литература вращается в кругу производства и касается управления ресурсами для оптимизации, а то так и экстремизации производства. Как мотивировать персонал, как организовать работу, как организовать рабочее время и т.д. Добывать больше железной руды, чтобы выплавлять больше металла, чтобы производить больше экскаваторов, чтобы добывать больше железной руды.
Иной тип задач — и тоже очень широко обсуждаемый — это организация ресурсов потребления. Это прежде всего вал рекламы и призыв потреблять — на этом стоит потребительское общество, в котором мы живем. Можно ставить и в этой сфере задачи управления и оптимизации.
А можно ставить задачи управления ресурсами в сфере личного пути, личных проектов, то есть в сфере существования, осуществления и развития собственной индивидуальности. И это будут совершенно иные задачи.