Глава 2. Управление ресурсами

Время как ресурс

Время — концепция очень сложная (подробнее, например, у П.П. Гайденко. Время, длительность, вечность). Но здесь мы будем говорить о времени только как о ресурсе.

Можно различить три аспекта в отношении времени как ресурса. Эти три аспекта, где время выступает совершенно по-разному, взаимосвязаны, но для задач управления их необходимо различать.

Первое — текущее, проходящее время. Того, что время течет, часто не понимают дети, и когда от них что-то нужно, — идти, допустим, в детский сад, — приходится им это втолковывать. Вроде бы ребенок соглашается, что да, надо идти, да, надо одеваться, однако не понимает, что это надо делать в реальном времени, вот сейчас, потому что время утекает.

Неучтенное, непрожитое время «теряется». Психика Зверушки (см. Исследование Зверушки-в-человеке) не знает времени, а «наша» психика, то есть психика Эго-Самости, которую приучают учитывать время, то работает, то не работает, как мигалка у милиционера из анекдота.

Это время, которое течет, вызывает к жизни такие представления как «тратить время», «проводить время», «использовать время», «проживать время», даже «убивать время» и пр.

Время непрерывно утекает, и невозможно, как отмечали древние, дважды войти в одну и ту же реку.

Важным аспектом времени как длительности является циклическое время. Время, которое течет и утекает, циклично. В сутках, как говорят, только 24 часа, поэтому чего-то можно не успеть.

Второй аспект — это время, нужное для того, чтобы что-нибудь делать. Тут время является одной из двух составляющих энергии, которая, как известно, есть умножение времени на интенсивность усилия. В некоторых случаях время и усилие взаимозаменяемы, то есть если интенсивнее усилие, то меньше нужно времени на то, чтобы что-то сделать. В некоторых случаях время невозможно заменить интенсивностью усилия, — то есть нужно определенное время, не меньше, не больше. Нужно время, чтобы что-то было сделано или что-то произошло, или что-то было воспринято, получено. Хотя это и связано с постоянно текущим временем, но это про другое.

И, наконец, есть еще одно время, в котором, в общем-то, мы все живем, — это социальное время, время разного рода согласований: куда-то надо прийти вовремя, куда-то можно успеть или не успеть, где-то нужно пробыть какое-то время, — например, на работе. С кем-то нужно встретиться в определенное назначенное время. И это тоже какое-то особое время, это не то время, которое, «тратится» или «убивается».

Одним из аспектов социального времени является совместное время. Совместное время течет особенным образом. Фактически там (если это время двоих) три времени: (1) общее время того, что происходит, (2) мое время, (3) ее или его время.

Времена эти текут по-разному, и по-разному разные люди ставят здесь акценты: либо пытаются навязать свое время, свой ритм, либо подпадают под то, что им задают. Люди, владеющие психотехникой, умеют соотносить то и другое. Для этого надо суметь организовать такой ритм, который будет учитывать все три времени. Ярким примером может служить хороший музыкальный ансамбль.

В совместности возможны разные ситуации. Один край, когда человек вынужден где-то присутствовать по социальным или экономическим причинам: отсиживать на работе, на каком-нибудь совещании и т.п., но ему это ничего не дает, то есть это как бы «не его» время. Один молодой человек считал «своим временем» только те полчаса, когда он вставал раньше жены и ребенка, заваривал себе кофе, тихонечко его пил. Все остальное время он «сдавал внаем»: сначала — семье (отвести ребенка в сад и др.), потом — на работе, потом — опять семье (взять из сада, побыть с ребенком)…

На другом краю — такое время, которое в совместности проходит для человека «лучше», чем если бы он был один. Как яркий пример — свидание, на которое человек приходит, чтобы его время для него текло «лучше».

Между этими полюсами — большой спектр разных ситуаций. Бывают совместности, которые интересны, бывают совместности, которые полезны, совместности, которые интенсифицируют энергию проживания и которые гасят. В одних совместностях мы чувствуем, что «тратим» время, а в других, — наоборот, что благодаря этой совместности мы «сберегаем» время или проживаем время наилучшим образом.

И есть специфические неорганизованные совместности, где время действительно просто «тратится», если мы не умеем его занять чем-нибудь иным. Яркий пример — это очередь. Это совместность, общая заинтересованность, потому что всем надо к какому-то окошечку или в кабинет. Мы проводим это время совместно, но эта совместность нам ничего не дает, а скорее мешает.

Связанные понятия:

Глава 2. Управление ресурсами