Глава 7. Психотерапия

Чувство вины и невротические механизмы

Специфика чувства вины как аспекта совести (то есть не-невротического, истинного чувства вины) состоит в том, что родительское увещевание акцентирует урон, нанесенный недолжным поведением кому-то или чему-то. Предполагается, что эта ситуация ребенком эмпатически переживается, и в этом переживании ребенок эмоционально принимает нормы правильного поведения (см. Коммуникативный анализ чувства вины).

При этом, временная модальность истинного чувства вины — направленность на поведение в будущем, в то время как чувство ответственности (другой аспект совести) призвано обойтись с последствиями недолжного поведения в настоящем, в сложившейся в результате этого поведения ситуации. Путаница между этими временными модальностями приводит к возникновению и практике как невротического чувства вины, так и невротической псевдо-ответственности.

В норме чувство вины, будучи эмоционально насыщенным обращением внимания на фрагмент недолжного поведения, трансформируется в раскаяние, последнее же ведет к метанойе («перемене ума»), то есть возникновению и закреплению такой картины мира и образа себя, при которых замеченное и пережитое недолжное поведение становится впредь невозможным. (Напомним, что «расхлебывать последствия» — задача не чувства вины, а других аспектов психического эквипмента).

Однако же от детского послушания до формирования собственного истинного чувства вины как аспекта совести — не близкий путь. Развивающийся человек должен, постепенно отказываясь от родительского программирования, самостоятельно «калиброваться» относительно должного и недолжного поведения, находить собственные нормы, критерии и правила. Сложности, возникающие на этом пути, ведут к формированию различных аспектов невротического чувства вины, с которым приходится иметь дело психотерапевту.

Но именно тесная связь между чувством вины (как истинным, так и невротическим) и совестью делает столь трудной работу с невротическим чувством вины: невротик боится, что отказавшись от своей (недостаточно ясно осознаваемой как невротическая) «вины», он «потеряет совесть», а человек не хочет (и не должен хотеть) «вылечиться до бессовестности». Задача, следовательно, состоит в том, чтобы «авторизовать» нормы и правила, в соответствии с которыми человек строит свое поведение. В случае, если чувство вины признано истинным, за ним должны последовать раскаяние и метанойя, в случае же, если «об-винение» признано ложным, нужно найти в себе мужество отказаться от не-собственных критериев оценки своего поведения.

Перлзовское (впрочем, авторизованное в рамках коммуникативного анализа) описание невротических механизмов (см. Невротические механизмы) может предоставить аппарат, помогающий осуществить эту работу.

Интроекцией называется использование чужого, «неавторизованного» содержания там, где необходимо свое собственное. В аспекте чувства вины человек в норме должен сам решить, какого рода поступки для него приемлемы, а какого рода поступки — неприемлемы. Если это не его собственные установления, а интроецированные и не ассимилированные содержания, то у него всегда есть лазейка. Человек по-детски «слушается маму» (и других «авторитетов», как сказал бы Перлз), пока это ему не многого стоит. Но как только дело доходит до вещей значимых, он вспоминает, что маму легко обмануть (или «уболтать», уговорить и т.д.). И вот внутри себя человек обманывает свое «авторитетное Супер-Эго», как в детстве обманывал старших или как-то иначе «обходил» их требования. При этом он чувствует за собой вину, но это чувство вины не подвигает его ни на раскаяние (потому что он же нарушил не свою норму), ни тем более на метанойю, а остается «висеть» и, с одной стороны, портит ему жизнь, с другой — позволяет «продолжать в том же духе».

Противоядие тут довольно просто: нужно договориться быть честным с собой и решить для себя, что позволено, а что не позволено собственными ценностями.

Слияние (confluence) можно понимать как переплетение, неразличение жизненных полей двух (или нескольких) людей, отсутствие контактной границы между людьми и их жизненными полями, когда один человек считает другого человека находящимся в своем поле, объектом своего поля. Вина по механизму слияния — это представление себя недостаточно «хорошим» объектом в чужом поле, так же как (незаконная) обида вызывается представлением кого-то другого недостаточно «хорошим» объектом в своем поле.

Например, мама считает, что сын должен звонить ей каждый день, совершенно не интересуясь, что он сам думает по этому поводу, хотя сыну может быть за сорок. А если он этого не делает, то они оба считают его виноватым. Дело не в том, что она на него обижается (это ее право, если она не прошла хорошую психотерапию), дело в том, что он сам, признавая себя объектом в ее поле, чувствует себя виноватым, поскольку ведет себя не по правилам ее поля.

Еще драматичнее бывают ситуации с так называемой «любовью». Человек чувствует себя виноватым, если не может ответить любовью на настойчиво предлагаемую (и запрашиваемую) любовь. А уж если сначала отвечал(а), а потом «помидоры завяли», то нужна очень большая психотехническая квалификация, чтобы выйти из такой ситуации без чувства вины.

Здесь выход состоит в установлении контакта (между людьми и их полями). В этом контакте выясняется, что то, чего один человек хочет от другого, находится в поле хотящего, а чем может или хочет ответить ему адресат желания, — это сугубо его, адресата, дело. «Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты — не для того, чтобы соответствовать моим» (из «гештальт-молитвы» Перлза). Впрочем, это легко в теории, а в жизни «здорового невротика» требует большого мужества и большой решимости, а по-хорошему — психотерапевтической проработки.

Ретрофлексия — невротическая ситуация, вызываемая отсутствием или слабостью интрапсихической контактной границы между субличностями: сам себя (без толку) обвиняю. В данном случае это такая ситуация, когда Внутренний Обвиняющий не отделен контактной границей от Внутреннего Обвиняемого, они «смешались в кучу», и нет возможности реально провести разговор и выяснить, действительно ли обосновано чувство вины, а затем осуществить последующие процессы: если виноват — то раскаяться, а если нет — послать, куда следует.

Выход — в разделении Внутреннего Обвиняющего и Внутреннего Обвиняемого: может быть, технически — по стульям (см. Разделение субличностей), как делают на гештальттерапевтических сессиях, и организации их внятного диалога. Для полноты, в общем случае, нужно организовать нормальную «судебную процедуру», предполагающую наличие не только Обвинителя, но также Защитника, Справедливого Судьи, свидетелей, может быть даже — Присяжных Заседателей.

Проекция — это обнаружение в другом того, чего не хочется видеть в себе. В нашем случае, это когда некто постоянно считает другого виноватым в том, в чем «на самом деле» неосознанно чувствует виноватым себя.

Глава 7. Психотерапия