Сферы жизни можно разделить на два больших класса — те сферы, где ставятся и достигаются определенные цели, и те, где целеполагание неуместно.
Как яркий пример первого типа сфер можно привести различные «проекты» — производственные, управленческие, личные. Можно поставить себе целью добиться определенных материальных благ, определенных производственных успехов и пр. Но бессмысленно ставить себе «цели» в любви, в наслаждении загородной прогулкой или в созерцании картины.
В качестве промежуточного случая, заставляющего задуматься, можно привести пример написания книги, в особенности если это — художественное произведение. Конечно, целеполагание здесь необходимо, особенно если существует договор с издательством и книга должна быть написана к сроку. С другой стороны, качество книги, ее художественный уровень и смысл, ее, так сказать, «наполненность» не могут быть предметом простого целеполагания. «Изводишь единого слова ради/ Тысячи тонн словесной руды», — яркая метафора, но эта «очистка руды» явно отличается от того, что можно механизировать и запланировать.
Таким образом, на одном полюсе оказывается целедостигающая деятельность, и здесь ценностью является, например, эффективное использование времени (и других ресурсов). Другой полюс — например, жизнь детей. Или, другой пример — жизнь мифических дельфинов из книги Александра и Николь Гратовски «Принцип дельфина». Авторы книги предполагают, что дельфины — это существующая на Земле параллельно с нами, разумная, но иначе организованная цивилизация. Их жизнь организуется тремя принципами: игра, внимательность и любовь. Они не занимаются никакой деятельностью, которая для них не была бы игрой. Они играют постоянно, при этом они концентрированно внимательны, на уровнях, которые у нас доступны разве что самым продвинутым йогам. Они что-то делают только тогда, когда им это интересно, когда их это увлекает, когда они в этом живут.
Если взять это за другую ценностную систему, за другой идеал, оказывается, что время в таком случае не «тратится» (более или менее эффективно), а проживается — постоянно, непрерывно, это всегда «время моей жизни».
Однако, в нашей цивилизации нельзя не столкнуться с тем, что мы, — среди прочего, — хотим чего-то достигать. Мы постоянно ставим себе какие-то цели и задачи. Как совместить эти два идеала: с одной стороны, игру и постоянное проживание, где не может идти речь о разделении цели и средств, в том числе о времени как средстве, которое расходуется, с другой стороны — целеполагающую и целедостигающую деятельность homo faber — человека трудящегося?
Игра длится, как красиво пишут Гратовски, до тех пор, пока доставляет удовольствие и интересна. Как только она перестает быть интересной и удовлетворяющей, она автоматически прекращается. Мы так жить не умеем, да и не хотим.
Выход может быть в том, чтобы сам процесс достижения был пронизан желанностью цели. Для этого, разумеется, средства должны быть адекватны цели, в том числе и в отношении проживания времени. Но проблема еще в том, что в обыденном сознании мы редко можем удержать все уровни иерархии промежуточных целей. Как правило, мы ставим задачи, а потом выставляем систему (внутренних, а то и внешних) надсмотрщиков, чтобы заставить себя выполнять намеченное. Мы дробим задачи на подзадачи, под-подзадачи и т.д., и сознание не добирается в своей мотивированности исходной целью до нижних этажей дробления.
Впрочем, гениальным артистам это удается. Г.Г. Нейгауз описывал это на примере С.Т. Рихтера: еще будучи студентом, Рихтер ставил себе те творческие задачи, которые его в данный момент интересовали, и достигал своих целей, играя — в прямом и переносном смысле слова. Впрочем, возможно, что это восторженное преувеличение, как и в упомянутой книге про дельфинов.
Полюс эффективности с точки зрения человеческой жизни — не более чем край. Биопсихические организмы (см. Исследование Зверушки-в-человеке) большинства людей интенсивно сопротивляются эффективной организации времени, и поэтому настроенные на это схемы тайм-менеджмента, к счастью, не работают. А у нас иная задача — нам нужно научиться проживать свое время, не забывая при этом ставить цели с задачами и двигаться к их достижению. С этой точки зрения только те цели и задачи осмысленны для человека, которые могут достигаться посредством постоянного и непосредственного переживания. Разделение целей и средств и отнесение времени в область средств, — то есть использование времени «для», — по-видимому, не то, что нам нужно.