Зверушку, к которой, как черенок к подвою, «привит» Обусловленный Человек (см. Трехуровневое строение человека), можно представить себе как организм-в-среде, о котором говорят Бейтсон, Перлз и другие теоретики. Этот организм имеет не только свою морфологию и физиологию, но также и этологию, то есть набор поведенческих программ типа рефлексов, инстинктов и пр.
Человек, будучи отчасти Зверушкой, является зверушкой домашней, одомашненной, и поэтому живет не в естественной природной среде, а в среде искусственной, созданной людьми.
Зверушка сама по себе не рефлексивна, нельзя сказать, что ей чего-то «хочется» или «не хочется». Через буферную зону Ид она посылает какие-то сигналы, но интерпретация сигналов как «хочется/не хочется» или «нравится/не нравится» принадлежит уже сфере человеческой психики. Школа классической этологии, дисциплины о поведении животных, начиная с Лоренца, все эти моменты вообще исключила и рассматривает поведение так же, как морфологию и физиологию, то есть исключительно в категории видовых признаков. У Зверушки есть инстинкты, рефлексы и пр., но там нет никакого «хочется» и никакого «нравится». А Ид — это собственно та часть Эго, которая связана со Зверушкой и от нее чего-то получает. Вообще же, Зверушка для человека в какой-то смысле загадочна и непрозрачна.
Ближайшим образом Зверушка живет в той среде, которую создают для нее Обусловленный Человек и Личность.
У Зверушки есть хорошо описанные аспекты существования: питание, размножение, территория, погодная защищенность (жилище, одежда), циркадианные ритмы: все то, что описывается в этологии.
Обратившись к этой теме, имеет смысл наблюдать и описывать:
— пищевое поведение,
— циркадианные, — то есть суточные, — ритмы (сон, бодрствование) (пищевое поведение тоже накладывается на циркадианное),
— сексуальное поведение,
— территориальное поведение,
— защиту от погодных условий в виде одежды, жилища,
— способы обмена информацией: для настоящих зверей в лесу — это обязательный осмотр и обнюхивание территории, узнавание собачьих новостей по запахам и пр. У людей все то же самое, например, — слухи, позже — газеты. Но только у людей оно все еще обобщается до абстрактных понятий, и некоторые читают не только газеты и даже не только журналы, но даже и книги. А некоторые даже читают не просто книги, а философские или математические книги.
Однако любая из этих сфер не только предоставляется Обусловленным Человеком своей Зверушке, но и используется Обусловленным Человеком для формирования и демонстрации социальных символов. Это, например, нетрудно увидеть на примере одежды. Все, что нужно Зверушке, Обусловленный Человек, предоставляя ей это, использует для своей собственной жизни. То есть человек не просто одевает свою Зверушку, чтобы ей не было холодно, но еще и следит за модой. Это также имеет отчасти смысл сексуального поведения, это также обозначает социальную, стратовую принадлежность, и многое другое. Так это происходит со всеми сферами, особенно со сферой информации. Человек не просто удовлетворяет потребности Зверушки в обнюхивании и осматривании своего дома, а доходит аж до космоса со всеми соответствующими системно-мыслительными проблемами.
Все эти символизации часто вступают в противоречие, мешают друг другу, а также мешают удовлетворению Зверушки.
По отношению к своей Зверушке человек может «включаться» в двух режимах. Один — это управление ее поведением в реальном времени, то есть ситуативное присутствие и ситуативное поведение, проживание ситуаций (см. Пространство Работы) человеческим образом. Второй — когда человек занимается дрессировкой и воспитанием своей Зверушки. Психотехнически важно отличать дрессировку и воспитание Зверушки от обучения и воспитания Обусловленного Человека.
Конечно, по большей части эта дрессировка, обучение и воспитание осуществляются неосознанно, но человек может осознанно включиться в исполнение этой задачи, то есть сознательно поставить задачи дрессировки, воспитания и перевоспитания своей Внутренней Зверушки, и волевым образом запустить их выполнение. Это важно, например, при работе с так называемым зависимостями — алкогольными, наркотическими и другими.
В «штатных» режимах функционирования поведение Зверушки находится под контролем Эго, которое регулирует поведение с помощью модальностей «нужно-нельзя-можно». Если же инстинкты Зверушки в «нештатных» ситуациях оказываются сильнее противодействия Эго, человек, как говорится, «теряет голову», то есть Эго теряет контроль над поведением, и этот контроль перехватывается инстинктами Зверушки. Также инстинктами контролируется поведение, не подлежащее — в рамках данной культуры — ведению Эго. В этом отношении культуры и субкультуры довольно сильно отличаются. Например, в военной среде (и в некоторых других) принято следить за хабитусом, держаться более или менее прямо («военная выправка»), во многих других культурах хабитус остается личным делом каждого, будучи характерологическим, но не нормированным социально.