Глава 2. Управление ресурсами

Адаптация и дезадаптация

Говоря о задачах адаптации, следует различать адаптацию к изменившейся ситуации и коррекцию привычной устоявшейся дезадаптации.

Первая задача похожа на задачу на достижение (см. Достижение). Нужно понять новую ситуацию, выяснить, какие вызовы она собой несет, решить, как в соответствии с этими вызовами перераспределить ресурсы. Очевидно, что ситуацию следует рассматривать во всех ее аспектах — производственном, бытовом, эмоциональном и пр.

Это трудная работа, и ее приходится, как правило, проделывать неоднократно. На это нужны ресурсы, нужно соответствующе настроение, этому нужно уделить внимание, — одним словом, нужно внутренне согласиться с тем, что на этот период ожидаются постоянные перемены. Не следует пытаться, — это обычная ошибка, — сохранить старые повадки, привычки, навыки. Если существенно меняется образ жизни, то меняется он системно. Если нужно что-то сохранить, это тоже специальная задача, это не получится само собой. Но, в общем, это вопрос индивидуального планирования.

Коррекция дезадаптации — тема непростая. Большинство людей привыкло к дезадаптации на самых разных уровнях — от большого социума до собственной личной жизни. Люди регулярно заняты компенсацией (вместо коррекции) своей дезадаптированности, в результате чего общая системная дезаптированность только увеличивается.

Признаком дезадаптированности является прежде всего неоправданный и трудно восстановимый расход энергии, в том числе необходимость специального дополнительного внимания к тому, что могло бы во внимании не нуждаться. Второй кардинальный и существенный признак дезадаптации — это систематическое возникновение на каком-то определенном месте определенных отрицательных эмоций (см. Работа с отрицательными эмоциями).

Одним из типов дезадаптации является «стоячая волна». Представьте себе прут в реке, течение его гнет, прут постепенно сгибается до определенного положения, потом резко распрямляется, потом снова сгибается, и т.д. Так может происходить во взаимоотношениях людей: накапливается недовольство, происходит взрыв, потом все успокаивается, снова накапливается недовольство и т.д. Удивительным образом многие люди при этом ничему не учатся, и этот цикл может продолжаться годами.

Еще один тип — это постоянная, регулярная компенсация, когда что-то одно перегружается (как правило — чрезмерно), чтобы восполнить недостаток где-то в другом месте. Это может быть мышца, вынужденная напрягаться сверх меры ввиду слабости другой мышцы, это может быть время, потраченное на компенсацию того, что должно было быть сделано в другое время. Чувствуя, что в каком-то месте что-то определенно не так, мы вынуждены для компенсации этого «не так» регулярно что-нибудь перенапрягать.

Многие случаи дезадаптации вызываются тем, что что необходимые по какой-то причине процессы — социальные ли, домашние или еще какие-то, — осуществляются в неподходящих для них состояниях. То есть процессы жизнедеятельности не обеспечены соответствующими состояниями.

Здесь полезно иметь в виду, в частности, циркадианные ритмы. Например, хорошо бы с утра быть в форме, но для этого надо было бы с вечера лечь в определенное время, а с вечера лечь в это время невозможно, потому что..., — и так это все и вертится. Это, кстати, одно из тех мест, где большинство людей очевидным возможностям адаптироваться отчаянно сопротивляются. Возможность жить в правильном режиме почему-то вызывает у многих людей какое-то сопротивление. Почему-то всем хочется жить, — как кажется, — «свободно», а на самом деле — остро дезадаптированно, и это тоже поддерживается годами.

Так же как сон имеет фазы, так и дневные состояния сознания имеют свои фазы. В течение дня сознание, способность к деятельности, ясность в какие-то моменты усиливается, доходя до определенно ясного состояния, а в какие-то — ослабляется, доходя до полудремы. И почему-то, — хотя это наблюдаемо и понятно, — это редко имеют в виду. Большинство людей вынуждены подстраиваться под социальные ритмы, которые как правило неадекватны личным биоритмам.

Дезадаптация выявляется как проблема (см. Постановка психотерапевтической проблемы), которая затем переводится в ряд задач по достижению более адаптированного, оптимального состояния.

Глава 2. Управление ресурсами