Глава 2. Управление ресурсами

Перераспределение ресурсов в семье

Человек, живущий в семье, находится в системе семейных отношений, и не может находиться в непосредственных отношениях с социумом. Единица обмена с социальной средой для человека, живущего в семье, — не индивид, а семья. Индивид же оказывается элементом семейной системы, и через нее опосредованно вступает в отношения с социумом. Как писал со знанием дела советский поэт Евтушенко: «Ученый, сверстник Галилея/ был Галилея не глупее/ он знал, что вертится Земля,/ но у него была семья…».

Семейная система перераспределяет ресурсы, получаемые из социума, и, соответственно, обязанности (см.  Работа с обязанностями), которыми за эти ресурсы надо платить. В семье часто не все, а кто-то зарабатывает деньги, кто-то занимается хозяйством, как когда-то в древности мужчина уходил на охоту, а женщина оставалась дома. В семье, как правило, есть дети, а иногда еще и стареющие родители, которые тоже участвуют в распределении и перераспределении этих ресурсов.

По мифологическому идеалу как обязанности, так и ресурсы должны были бы распределяться «по справедливости». Хотя уже само представление о том, что справедливо, достаточно сложно, неоднозначно и связано с разными представлениями о нормативном устройстве семьи. Кто-то полагает, что все лучшее должно отдаваться детям, кто-то первую миску ставит перед мужчиной, кто-то по-рыцарски считает, что самое трудное должно миновать женщину и т.д.

Но реально и эти представления обычно остаются лишь воображаемым, не подлежащим воплощению идеалом, а перераспределение ресурсов происходит не по справедливости, а по законам семейной системы. А они, во-первых, определяются структурой семьи, во-вторых — силовыми отношениями («Кто смел, тот и съел»), в-третьих, — неврозами. Весь этот компот и составляет жизнь индивида, опосредуя его отношения с социумом.

В современных обществах выращивание и воспитание детей, то есть воспроизводство человеческого рода, отнесено к сфере потребления, хотя мы все знаем, что это на самом деле — огромный и тяжелый труд. Однако родителям этот труд никто не оплачивает. В лучшем случае в обществах, озабоченных своим воспроизводством, имеют место какие-то пособия-подачки, как правило — жалкие, не окупающие и малой доли затрат. А в целом дело обстоит таким образом, что воспроизводство людей, то есть выращивание и воспитание детей происходит за счет их родителей, в сфере быта. Так что в семье не все участвуют в производстве, но все участвуют в потреблении, и деньги, зарабатываемые теми, кто их зарабатывает, в семье как-то распределяются. Так же в семье распределяется труд по организации быта, — готовка, хождение по магазинам, шитье, всякие организационные моменты и пр.

Но, кроме того, в семье проходит значительная часть эмоциональной жизни. Это имеет прямое отношение к ресурсам: это время (см. Время как ресурс), это состояния (см. Образ жизни как череда состояний) и настроения, которые определяют нашу энергетику. Мы живем в больном обществе, и практически все живут в больных семьях, где практикуются отрицательные эмоции, через которые «сливается» наша энергия. С другой стороны, в семье мы получаем и мотивацию, и воодушевление, и вдохновение и пр. Этот баланс нужно иметь в виду. Причем описывать его надо честно, а это трудно. Нужно честно посмотреть на расходование, приобретение и «слив» эмоциональной энергии.

Таким образом, человеку, живущему в семье, описывать свое взаимодействие со средой — природной и социальной — необходимо в два «слоя»: как это происходит внутри семьи и как это происходит у семьи с различными средами ее существования.

Глава 2. Управление ресурсами