Глава 5. Психотехника

Наработка полезных привычек

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». В этой последовательности привычка занимает вполне определенное место.

Когда мы говорим о борьбе с дурными привычками и о трудности наработки хороших, — мы можем почувствовать некоторый «градиент», некоторый, так сказать, «наклон» относительно какой-то силы, которая влечет нас в определенную сторону, и нам нужно делать усилие, чтобы двигаться в другую.

В теме желательных привычек необходимо выяснить, зачем, почему и каким образом человек этого хочет: может быть, ему «пама и мапа» объяснили, что хорошие мальчики и девочки имеют такие привычки (а ты — нет!), а может быть, ему на самом деле этого нужно. Что ему от этого надо и чем это ему «намазано»? (ср. Сад желаний). Вместе с тем нужно выяснить, что этому противостоит. Потому что наверняка же что-нибудь противостоит, раз человек затрудняется установить такую привычку.

То, как человек реально живет, как правило, доступно только внешнему наблюдению: обычный человек большую часть жизни по тем или иным причинам старается многого про себя не замечать. С другой стороны, у человека есть некий «идеал себя», т.е. то, каким он хотел бы себя видеть. Это нечто недостижимое, но есть мощные силы, которые заставляет нас к этому стремиться.

Где-то между тем и другим находится образ себя. Это компромисс: с одной стороны, это то, что я себе позволяю увидеть в своей реальности (а то, чего я себе увидеть не позволяю, собирается в «тень», как называл это К. Юнг). С другой стороны, образ себя — это то, чего мне удалось достичь из своего идеала. Как правило, те положительные аспекты личности, которые не задействованы в идеале, не отмечаются и в образе себя, не замечаются. Образ себя пристрастен, и в своей пристрастности он детерминирован тем, каким бы человеку хотелось себя видеть.

Желательные привычки имеют отношение к верхнему краю, к идеалу. Так что интересно, конечно, расспросить человека, зачем ему такая привычка, как бы он жил, если бы у него это было, что изменилось бы в его жизни, если бы у него это было?

Теперь рассмотрим методическую схему «постановки» желательной привычки. Она несколько отличается от схемы работы с «вредной» привычкой, прежде всего тем, что там есть реальный опыт того поведения, о котором идет речь, а здесь может не быть. (Если такой опыт есть, это можно рассматривать как реализацию начальной части предложенной схемы).

1. Проект. Кроме полного и по возможности конкретного описания желательного поведения здесь должна еще столь же точно быть описана ситуация, в которой оно уместно. Нужно рассмотреть мотивы, которые делают такую привычку желательной, выяснить, чьи это мотивы — «самого» человека или его «собаки сверху» (в последнем случае нужно решить для себя, действительно ли «я» собираюсь сделать это своим мотивом). По возможности нужно предусмотреть достаточно богатый ряд различных функций для нового поведения.

2. Как и в предыдущем случае, необходим переход от интеллектуального описания к эмпирически узнаваемой ситуации. В данном случае это — ситуация, в которой уместно и необходимо новое поведение. Она должна узнаваться так же «щелчком» и безошибочно, чтобы далее не возникало колебаний, включать новый способ поведения или нет.

3. Для нового способа поведения необходим этап «обкатки» — пробная реализация. После нескольких «опытов» нужно вернуться к предыдущим пунктам, осуществить там «доводку» и принять решение о реализации по поводу точно и конкретно описанного способа поведения в определенной ситуации, — теперь уже проверенного на опыте.

4. Этап реализации похож на предыдущую схему: как только ситуация узнается, новый способ поведения включается волевым усилием. В этот момент никакие возражения (со стороны «исполнителя» — Послушного Ребенка) не принимаются. Все ловушки обходятся благодаря соблюдению принципа: выполнение решения на порядок важнее привходящих тактических обстоятельств (конечно, если это не грозит чьей-нибудь жизни и благополучию).

5. Как и в предыдущем случае — пересмотр и укрепление, возможно, уточнение или даже отмена решения.

Нетрудно заметить, что через некоторое время требуемое «хорошее» поведение легче осуществлять по привычке, чем принимать решение каждый раз заново. Но, тем не менее, «хорошая» привычка нуждается в поддержании, и на это нужны какие-то усилия.

Глава 5. Психотехника