Простейшая структура интрапсихического управления деятельностью может быть представлена, по аналогии с армейскими структурами, в виде трех единиц: Командир, Штаб, Исполнитель.
Командир (воля), с одной стороны, ставит Штабу задачу, с другой стороны, — выбирает вариант из того, что предложил Штаб, и говорит Исполнителю: «Делаем это и вот так». Сам Командир не думает, думает за него Штаб, но зато он решает и добивается исполнения.
Штаб (понимание) думает, но ничего не решает. Штаб находит варианты решения задач, которые ставит перед ним Командир. Кроме того, Штаб получает обратную связь от Исполнителя и учитывает эту связь, по возможности — в реальном времени.
Исполнитель выполняет задачи, которые поставил Командир, дает обратную связь, снабжая Штаб материалом для размышлений. Но он не имеет права ни думать, ни решать, это — другие функции.
Из этих единиц набираются многоуровневые иерархические структуры. Например, Исполнитель (не самого нижнего уровня) имеет в себе такую же структуру. Скажем, командир полка решает, как движется полк, а командир взвода для исполнения этого решает свои задачи на местности и т.д.
Кроме этой, вертикальной, связи структур, есть горизонтальная связь: некоторая задача может и должна выполняться после другой, и сама необходима, чтобы была уместна и выполнима следующая.
Но кроме вертикальных и горизонтальных связей есть еще один тип связей, которые можно назвать полифункциональными (ср. Привычки). Каждая задача, помимо своей включенности в структуру определенной деятельности, как правило обрастает дополнительными функциями.
Допустим, на некоторой фирме есть курьер, и он получает задачу взять какой-то товар в одном месте и доставить его в другое. Вертикально задача делится на подзадачи: надо куда-то на чем-то поехать, еще куда-то на чем-то поехать, надо вступить в коммуникацию здесь с одними людьми, там с другими людьми. Горизонтально она описывается как последовательность действий: сначала заполнить накладную, потом взять товар и т. д. Подробность и детали вертикального и горизонтального членения («пунктуация») зависят от задачи описания.
Но в некоторых точках этого членения возможны дополнительные функциональные нагрузки. Скажем, этот курьер — симпатичный молодой человек, он забирает товар у секретарши фирмы — симпатичной девушки, и у них какие-то отношения. Приезжая к ней, он осуществляет не только фрагмент своей курьерской деятельности, но и фрагмент поведения в своих отношениях с девушкой. Для деятельности, которую мы обозначили как основную, это подчиненный момент, но для другой системы поведения, для той, где у молодых людей отношения, передача товара секретаршей курьеру оказывается поводом для встречи. Имея в виду этот аспект своего поведения, молодой человек, допустим, оденется определенным образом, может быть купит цветы и т.п. И его дальнейшее движение будет до некоторой степени зависеть от этого дополнительного измерения. Допустим, он там задержится, а клиент ждет, звонит на фирму: «Где этот курьер? Мне пора уходить из дома, он обещал быть в такое-то время» и т.д.
Из таких узлов и пересечений в этих узлах и состоит человеческое поведение и человеческая деятельность. Вместо плоской вертикально-горизонтальной схемы мы получаем объем, в котором все со всем сложно переплетено. Для выявления проблемных узлов и выяснения, как они устроены, нужен специальный анализ. Даже попытка описать таким образом один день окажется непростой: это будет схема со множеством измерений.
Принимая в расчет многофункциональное измерение деятельности, мы видим, что для определенного, взятого для анализа узла недостаточно спущенной по вертикали подзадачи. В этом узле Эго, которое управляет поведением, приобретает относительную свободу и должно принимать поведенческие решения, опираясь на свои представления о «нужно-нельзя-можно». Так возникает потребность в мотивации (см. Мотивация и свобода). Волевая функция Эго (Командир) решает в каждой данной ситуации, как относиться к тому или иному давлению, требованиям и пр.
Зрелое Эго принимает такие решения на свой страх и риск, прото-Эго стремится переложить ответственность на кого-то другого (получить указания, которые неизвестно еще, будут ли выполнены). Впрочем, значительная часть поведения в таких ситуациях осуществляется вообще случайным образом, в рамках так называемого полевого поведения. Ярким примером может служить «певчий дрозд» — главный герой одноименного фильма Отара Иоселиани: блуждая по городу и останавливаясь везде, где ему интересно, он все-таки всегда прибегает в оркестр к тому моменту, когда должны вступить его литавры, — пока не попадает под машину.
Поскольку эта организация довольно сложна, первая и, может быть, основная задача в области управления ресурсами состоит в понимании (см. Фрейм как контекст понимания). При анализе своей деятельности важно увидеть и понять, какие требования и каким образом подаются «на вход» из внешнего мира, как они соотносятся с собственными задачами и желаниями, что мы считаем обязательным, а где поддаемся искушению «полевого поведения». Нужно четко сортировать вызовы, которые получает Эго на разных уровнях деятельности.