Глава 1. Лабиринт

Практика экзистенциального выбора

У психотерапии в ее экзистенциальном аспекте есть две основные задачи. Одна — это привести клиента к несколько более реальному восприятию своей жизни. Вторая — дать клиенту возможность в несколько большей степени управлять или владеть своей реальной жизнью.

Если меняются только внешние аспекты жизни, — это еще не то, что нам нужно. Такие изменения можно «навести» клиенту, особенно если у терапевта или лидера группы сильная воля или сильные навязчивые представления о том, как надо жить. С другой стороны, одни только «внутренние» изменения без изменения внешнего контура жизни тоже вызывают подозрение, что на самом деле никаких реальных изменений не произошло. Если же люди меняют обстоятельства жизни, которые их не устраивают, причем не случайным образом, а могут «оседлать» свою жизнь и дальше ехать на ней самостоятельно; если сходятся с тем, с кем хотят сойтись, расходятся с тем, с кем не хотят продолжать быть вместе; находят такую работу, которую хотят, и уходят с такой, на которой не хотят оставаться; если они делают это сами, а не по настойчивой подсказке терапевта — это значит, что они на самом деле чему-то научились...

Центральным моментом всего этого является экзистенциальный выбор (ср. Ступени экзистенциального выбора). А этот выбор так или иначе связан с решением «по жизни».

Люди часто не принимают или не исполняют решения, способные кардинально изменить жизнь, и «шаги», о которых они мечтают, так и остаются мечтой или фантазией: «Вот если бы я нашел хорошую работу, я ушел бы с этой...», — но все это через «бы». Есть какая-то мощная сила, которая не дает нам этого делать. У нас, так называемых «здоровых невротиков», есть сильный тормоз, и именно в этом месте нужна терапия. Хорошо бы, скажем, поменять работу, но какой-то, например, сильный внутренний иррациональный страх не дает этого сделать. Больше того, — не дает даже начать искать какую-нибудь работу. Как только затрагивается эта струна, человека охватывает «экзистенциальный ужас».

Людям, которым легко менять работу, этого не понять. Но у каждого есть свой «пунктик страха»: это может быть страх уйти от жены, страх познакомиться с девушкой и пр., — место, где хочется или нужно, но очень страшно. Преодолеть этот страх — это и значит овладеть в этом определенном аспекте своей жизнью: страхи постоянно держат человека там, где ему не нравится (ср. Лабиринт жизни), а работа с ними делает эти места переменными, которыми сам человек управляет.

Здесь можно делать простые и, вроде бы, хорошо известные вещи — только нужно делать их систематически и в правильном контексте.

Во-первых, большая задача расписывается на последовательность маленьких шажков, так что человеку становится как бы даже не очень понятно, где же этот большой и страшный Шаг.

Вернемся к примеру желания сменить работу: клиенту надоела его работа, но уйти он оттуда не может, потому что (например) боится остаться «нигде». Типичный страх: «Ну как же я останусь без работы? И даже если я только попробую начать искать работу, люди могут узнать, что я ищу работу, и начальство может меня уволить», — и т.д.

Здесь можно убедительно создать для клиента возможность не «искать для себя работу», — поскольку это для него страшно, — а «просто» выяснять, какие бывают предложения на рынке в тех областях, где он более или менее компетентен. В конце концов, это же просто один из элементов профессиональной компетентности, и любому начальнику можно при случае сказать, что это он так повышает свою квалификацию. Тогда он собирает информацию, расспрашивает людей, интересуется... — не то чтобы он собирается завтра менять работу, а просто он выясняет, какова конъюнктура. Когда такая информация собрана, человек оказывается в совершенно иной ситуации: он по-прежнему работает на своей работе, но теперь он знает, что ему есть куда пойти, знает, что спрос на то, что он умеет, в общем, достаточный. А к тому же есть немало вещей, которых он пока не умеет, но может легко научиться. Человек теперь представляет себе это поле.

Дальше мы начинаем с ним обсуждать, что было бы, — тут как раз (пока!) без всякого экзистенциального оттенка, именно в фантазии, — что было бы, если бы он работал не здесь, а где‑нибудь «там». Очень важно для начала проделать это именно на уровне фантазии, потому что здесь может быть несколько вариантов: что было бы, если бы он работал там, или сям, или еще где-то... Затем можно поставить перед ним вопрос, как люди (не он, а просто «люди») устраиваются на новую работу.

Теперь все пространство страшного Шага заполнено, — хотя пока только в воображении.

И вот теперь начинается совершенно другая работа, собственно экзистенциальная. «Бы» проработано во всей своей определенности (обычным человеческим «бы» как раз определенности, как правило, не хватает). Оно, это «бы» — замечательное, и клиент, как мы все любим, начинает интенсивно жить в этом «если бы, да кабы». Тут надо не упустить момент, пока поле еще достаточно свежее, клиент еще не «обжил» эту фантазию. Это — пока — даже еще и не вполне фантазия, она еще имеет некоторый оттенок «как бы реального» планирования. Во всяком случае, для клиента это — открытие мира.

Важно, чтобы клиент не подумал, — чтобы вообще не могло возникнуть такой идеи, — что это нужно терапевту. Если клиент имеет возможность сказать: «Ты хочешь, чтобы я развелся с женой?» — дело плохо, потому что тогда сделает это или не сделает этого не он: он будет полагать, что слушается или не слушается терапевта, переложив на него ответственность за свою жизнь, спроецировав на него то, что должно было бы стать его экзистенциальным шагом. С ним самим не произойдет вообще ничего. Клиент должен хорошо знать, что терапевту все равно, что это — его, клиента, собственная жизнь.

Один из способов добиться, чтобы клиент почувствовал необходимость решать проблему — это игра со временем. Можно задать вопрос: «Сколько ты еще выдержишь?» — либо: «Когда ты это сделаешь?». Естественно, клиент, вроде бы, не знает. Тогда можно начать устанавливать «единицы измерения»: «Давай прикинем: еще лет пять ты на этой работе (или — с нелюбимой женой, или — с папой-мамой) останешься?». У клиента встают волосы дыбом, и он говорит: «Нет, пять лет наверняка не выдержу» — «Ну ладно, пять лет действительно много. А как ты думаешь, завтра уйдешь с работы (из дома)?». У клиента опять волосы встают дыбом, только в другую сторону; он пугается и говорит: «Нет, завтра не могу, боюсь».

Так постепенно выстраивается «порядок единиц»: пять лет — много, один день — мало; по-видимому, время нужно исчислять в месяцах или неделях. Как ни странно, опыт говорит, что время осуществления решающего шага можно выяснить с довольно большой точностью.

Тогда наступает следующая фаза работы: что надо сделать завтра? Вот клиент говорит: «Не завтра». Выясняется, что событие Х должно произойти через пару месяцев. Но что можно и нужно сделать прямо завтра? Если завтра ничего нельзя сделать, тогда непонятно, что может измениться через два месяца. Что должно меняться, на что отведены эти два-три месяца?

Обнаруживаются два потока времени. Один — это поток событий, канва жизни. В определенное время должны наступить отпуска, каникулы, выздоровления, зарплаты; весь контекст как-то меняется, и у клиента обычно есть представление, что-де через два или три месяца так сложится, что сделать этот шаг будет легче. Нужно, конечно, проверить, не отговорка ли это; но часто в таких представлениях действительно есть свой резон.

А второй поток времени протекает для самого клиента, для его «внутренней жизни» — он надеется, что сам за эти два-три месяца станет сильнее, обретет что-то новое. Эту линию важно поддержать. Но как раз в рамках этой линии обязательно нужно понять, что именно можно сделать завтра и послезавтра, чтобы через неделю быть реально сильнее, а через два месяца быть достаточно сильным.

Когда поле вспахано, наступает время сделать Шаг. Это действительно страшно, и этот страх имеет основания. Это момент «смерти» того, какой я есть, и в экзистенциальном выборе он всегда присутствует.

Не нужно говорить, что, мол, ничего, пустяки: ты посмотри, все вокруг так делают... Нужно хорошо понимать, что по содержанию, по канве жизни моменты экзистенциального выбора у разных людей находятся в разных местах, и то, что соседу пустяк, для данного человека может быть действительно трудным жизненным решением. В некотором смысле клиент в этом своем шаге — один. Он сам должен его сделать, никто не может сделать этот Шаг за него или даже вместе с ним.

Но, с другой стороны, во всем, в чем возможно, нужно его поддержать. Клиент может знать, что «на входе» и «на выходе» его поддерживают. Делает свой шаг он один, но когда он его сделает, он сам станет сильней, и мы все с ним станем сильнее, вообще люди станут сильнее. Каждый шаг каждого из нас — это вклад в общечеловеческую Работу.

Мы дошли до самого трудного места, — того, где, наконец, действительно нужно что-то делать. Здесь работает еще один прием, который можно считать ядром экзистенциальности. Это — необратимый поступок (см. Поступок), создание необратимой ситуации.

Такой необратимый шаг для каждого клиента и для каждой ситуации — особый. Для кого-то, например, пойти к начальнику и сказать: «Я хочу от вас уйти», — это еще не шаг, потому что начальник начнет уговаривать, повысит зарплату и т.д. А для кого-то это шаг, после которого отступления не будет. Это зависит от внешней ситуации и от внутреннего отношения, т.е. это нужно внимательно обсудить и понять вместе с клиентом.

Часто этот шаг по содержанию не совпадает с решением самой проблемы, то есть с тем, чего клиент хочет в конце концов добиться, а является предварительным или контекстуальным условием. Но это такой шаг, после которого не решать проблему станет невозможно.

Вот простой бытовой пример. Человек боится идти вырвать зуб; знает, что не больно, но осталась у него детская фобия, как засовывают в рот эту иглу с анестезией... В качестве необратимого шага делается следующая вещь. Клиент просит жену позвонить в регистратуру поликлиники, выяснить, сколько это стоит, когда можно сделать и пр. После этого, — так у них с женой это устроено, — не пойти он уже не может: он просил, она позвонила, значит нужно идти.

Важно, чтобы шаг был именно необратимый. Умение планировать и совершать такие шаги, т.е. расставить фишки на доске (внешней и внутренней) таким образом, чтобы дальше делать нужное было необходимо, — одна из основ того, что можно назвать тонкой волей.

Важно, чтобы этот необратимый шаг планировал, а уж тем более совершал сам клиент, а не терапевт за него. Чтобы у клиента не было возможности сказать, что это терапевт поставил его в безвыходную ситуацию. Клиент должен знать от начала до конца, что это он расставил фишки, он организовал действие и совершил его.

Если это произошло, клиент осуществил свой экзистенциальный выбор, и, получив такой опыт, он в той или иной мере научился овладевать своей жизнью.

Глава 1. Лабиринт